Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 8 (МБДОУ Детский сад № 8) Квест – игра «Пасха в гости к нам пришла» (номинация: методическая разработка) Разработали: Колпакова Оксана Юрьевна - учитель-логопед МБДОУ Детский сад № 8, высшая квалификационная категория Лебедева Светлана Евгеньевна - музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад № 8, первая квалификационная категория email: mdoy-8kru@yandex.ru телефон: 8(34343) 2-00-81 городской округ Красноуральск 1 Пояснительная записка В настоящее время особое внимание уделяется православной культуре, православным праздникам, обычаям и обрядам, связанными с ними. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю. О необходимости духовно-нравственного воспитания высказывается не только церковь. Президент РФ В.В. Путин при встрече с журналистами и монахами в Соловецком монастыре в 2011 году сказал: «Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, без православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни». Важное значение при ознакомлении детей с православной культурой имеет получение ими знаний о православных праздниках. Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение одной из задач объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В связи с этим, такие основополагающие понятия как любовь, вера, милосердие, сострадание должны быть донесены до детей дошкольного возраста в доступной и понятной для них форме. Чтобы добиться от детей осознанного, обоснованного поведения, необходимо вести целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. Поэтому мы используем в детском саду форму квест-игры в целях воспитательного воздействия и формирования положительных черт характера и нравственных качеств. Общение и взаимодействие детей друг с другом в квест-игре на наш взгляд, способствуют формированию у детей положительного внутреннего отношения друг к другу, к обществу и стимулируют их стремление к развитию. Квест-игра – как форма позволяет организовать поисково-исследовательскую образовательную деятельность. Она пробуждает командный дух, стимулирует гибкость поведения детей, поиск неординарных решений, желание взаимодействовать как друг с другом, так и со взрослыми. У каждого народа свои духовные приоритеты. Для нашего народа духовно-нравственная жизнь в первую очередь связана с Православием. Именно поэтому нашему обществу необходимо возвращение к своим истокам, к вере отцов и дедов, культурным традициям. Таким образом, приобщение детей к основам православной культуры пробуждает в них лучшие человеческие качества личности и способствует духовно-нравственному развитию. 2 Цель: Приобщение детей к культуре русского народа, его духовным и материальным ценностям. Задачи: Образовательные: Обогащать знания детей о православных праздниках, традициях русского народа; Развивающие: Развивать у детей интерес и эмоциональную отзывчивость к культуре русского народа через ознакомление с народными праздниками; Воспитательные: Способствовать воспитанию в детях уважения, бережного отношения к русской культуре и народным традициям. Воспитывать в детях чувство взаимопомощи, сотрудничества и доброжелательности, любви к ближнему. Область применения: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая. Оборудование и материалы: На центральной стене зала плакаты с изображением русских матрешек. Одна матрешка держит вербочки, другая - кулич. В зале стоит празднично накрытый пасхальный стол, на котором приготовлены блюда: пасха, кулич, разноцветные крашеные яйца. Маршрутные листы для команд, жетоны. В группах (станциях) на столах разложены яйца, фломастеры, гуашь, кисточки, наклейки – разные материалы для украшения яиц (по выбору детей). Участники: ведущая, белое, синее, красное яйца (взрослые), солнышко (ребенок), дети старшей группы – 5-6 лет. Формы реализации: квест-игра Методы реализации: наглядные, словесные, практические, игровые Ожидаемые результаты: - формирование ценностных представлений об истории и культуре родного края, формирование чувства национального достоинства; - повышение уровня знаний об общественных и культурных событиях нашего общества; - у детей сформированы навыки социального-коммуникативного общения, взаимодействия друг с другом. 3 Ход игры: Дети и педагоги входят в музыкальный зал под запись колокольного звона. (аудио запись «Динь-дон») Ведущий: Это что за звон-перезвон, слышится со всех сторон? Может праздник какой? Давай узнаем мы с тобой? Ответы детей. Ведущая: Это в церкви звонят в колокола. Звонят по-особенному, торжественно. На сцену выбегают Красное, Синее и Белое яйца (взрослые) Белое (хвастливо): А меня только что Курочка ряба снесла. Правда, я простое, а не золотое. Но зато какое полезное. Красное и Синее: А нас только что к празднику приготовили. Видишь, какие мы красивые! Белое: К чему вас приготовили? Красное: Ребята, Вы знаете к какому празднику красят яйца? Ответы детей: К Пасхе. Светлое Христово Воскресенье – самый главный христианский праздник. В этот день весь православный мир празднует Воскресение Иисуса Христа. Синее: Мы тоже были белые, как и ты. Но сегодня нас сварили и покрасили. Мы теперь-крашенки. Белое: Ребята, а зачем их так покрасили? Ответы детей: Потому что есть такой обычай обмениваться крашенными яйцами на Пасху. Красное: Иногда яйца на Пасху не просто красят, а расписывают, разрисовывают. Такие яйца называются писанками. Синее: На Пасху принято в игры играть, развлекаться, в гости ходить, поздравлять друг друга с чудесным Воскресением Христовым. Белое (грустно): Ребята, что же я такое белое и совсем не праздничное, сможете придумать для меня необычное украшение? Красное (выносит коробку): Ребята, предлагаю Вам отправиться в путешествие в старину и узнать, как красили яйца, какие узоры выбирали и 4 научимся играть в пасхальные игры, в которые играли на Руси еще наши предки. Белое: Сейчас вы выберете жетоны, разделитесь на команды и отправимся в путь! Для нашего путешествия нам понадобится маршрутный лист, по которому вы будете передвигаться команда за командой, путешествовать от станции к станции (из одной группы в другую) – всего 3 станции. На каждой станции детей встречают ведущие – красное, белое, синее яйца. Дети вытягивают жетоны и делятся на 3 команды по цветам: красный, синий, белый. Расходятся по группам для украшения яиц и игр с ними. Станция 1. Украшаем писанки – яйца, расписанные различными рисунками. Игра «Катание яиц» Красное: А это каток. Сейчас, вы, дети, по очереди будете катать яйца по катку. А у меня есть призы и маленькое условие: кто приз яйцом собьет, тот его и заберет. Устанавливается деревянный или картонный каток, вокруг него на ровном месте (пол или стол) расставляются призы. Участвуют все желающие по очереди они подходят к катку и катят яйца, забирая при этом сбитые яйцами призы. Станция 2. Украшаем крапанки – яйца, расписанные капельками, слезками, точками, зернышками. Игра «Волчок» Синее: Я предлагаю сыграть в очень простую, но интересную игру под названием «Волчок». Приглашаю двух желающих. Вы будете соревноваться между собой. Сейчас мы посмотри, у кого яйца крутятся дольше. На столе дети крутят яйца. Игра в парах проводится несколько раз. Победители выходят в полуфинал и финал. Победитель награждается медалью «Крутой». Станция 3. Украшаем бочарки – яйца, расписанные колечками. Белое: Что, детишки, вы играете? Яйца по столу катаете? Вот сейчас я игру проведу И вас всех развеселю. Игра «Перекати яйцо» 5 Участвуют несколько детей. Задача – перекатить яйцо из левого рукава одежды в правый: кто быстрее. (Белое сообщает игрокам, что яйца сырые, на самом деле дети катают вареные яйца.) Белое: А ведь, я вас всех обманул! Яйца-то были вареные! Дети встречаются в музыкальном зале с крашеными яйцами и делятся знаниями о способах украшения яиц к празднику. Ведущий: Мы думаем, что вы, ребята, теперь имеете представление о том, как праздновалась и празднуется Пасха. Заглянули в старину мыБудто дождь омыл сердца. И вам немножко рассказали О Воскресении Христа. Повсюду благовест гудит Из всех церквей народ валит. Заря глядит уже с небес… Христос Воскрес! Христос Воскрес! Пасха - светлый, добрый праздник, Праздник счастья, красоты, Он несет нам всем надежду, Чтоб добрее стали мы. Праздник Пасхи богат обрядами и обычаями. На Руси существовало поверье, что на Пасху солнце «играет», и люди старались подкараулить это мгновение. Солнышко красное – это свет и сила наша, радость и надежда. Давайте, ребята, позовем солнышко к нам! Под музыку вбегает ребенок – Солнышко Ведущая: Здравствуй, Солнышко – колоколнышко! Расскажи, где ты побывало? Расскажи, что ты повидало? Солнышко: Я по ёлочкам скакало, Долго по небу гуляло. Освещало лес и луг, Согревало все вокруг. С высоты небес скатилось, К вам на Пасху прикатилось. Ведущая: Ребята, а вы знаете какое дерево особенно почиталось в праздник Пасхи, считалось целебным, наделенным особой силой? Ответы детей. Стихотворение А. Блока « Вербочки» (в исполнении ребенка). Мальчики да девочки 6 Свечечки да вербочки Понесли домой. Огонечки теплятся, Прохожие крестятся И пахнет весной. Ветерок удаленький, Дождик, дождик маленький, Не задуй огня! В Воскресенье Вербное Завтра встану первая Для святого дня. Ведущая: Пасха. Празднично кругом. Чистотой сверкает дом. Вербы на столе и Пасха… Так светло и так прекрасно! Яйца крашеные всюду, И кулич стоит на блюде… Мама в фартуке из ситца Приглашает всех садиться И отведать угощение В честь Христова воскресения. (Г. Антипина) Приглашаем всех присутствующих разговеться пасхальными яйцами и всем тем, что есть на пасхальном столе! Красное: Проходите! Проходите! Синее: Угощение берите! Белое: Чаем запивайте! Все вместе: Нас добрым словом вспоминайте! Рефлексия 1. О каком празднике сегодня мы с вами узнали? 2. Что запомнилось больше всего? 3. Какое у Вас сейчас настроение? Звучит пасхальная песенка «Сегодня у окошка чирикал воробей» 7 Список литературы 1. Ватаман, В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры., Волгоград, Учитель, 2008. 2. Шорыгина, Т.А. Православные праздники для детей сценарии и беседы / Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2001. 3. Аксенова, З.Ф. Традиционные праздники и развлечения в детском саду / З.Ф. Аксенова. – М.:ТЦ Сфера,2003. 8