1
Содержание
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы» ………………………………3
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
Пояснительная записка……………………………………………………………………3
Цель, задачи, принципы программы……………………………………………………...5
Содержание программы……………………………………………………………………6
Планируемые результаты………………………………………………………………......9
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»………………………........9
2.1. Календарный учебный график…………………………………………………………..…….9
2.2. Условия реализации программы………………………………………………………………9
2.3. Формы аттестации………………………………………………………………...…………..11
2.4. Оценочные материалы………………………………………………………………………..11
2.5. Методические материалы………………………………………………………………….....13
2.6. Список литературы……………………………………………………………………………15
Приложение 1. Рабочая программа по модулю «Мультфильм своими руками»……………..16
Приложение 2. Рабочая программа по модулю «ЛЕГО-мультфильм»………………………..22
Приложение 3. Рабочая программа воспитания…………………………………………………28
Приложение 4. Календарный план воспитательной работы……………………………………30
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
2
1.1.Пояснительная записка
Наверное, все педагоги знают, как важно, чтобы детям было интересно заниматься той или
иной деятельностью, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом. Новизна
обстановки, разнообразные материалы, интересные для детей новые и оригинальные технологии,
возможность выбора – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и
скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно
каждый раз создавать новую ситуацию, чтобы дети, с одной стороны, могли применить
усвоенные ранее навыки, с другой – искали новые решения, творческие подходы.
В связи с этим встал вопрос о том, какие средства, использовать, которые будут
увлекательны и доступны для современного ребенка, чтобы обучение стало для него без
принуждения. Какие современные технологии применить в работе с детьми, которые
способствовали бы формированию таких качеств личности, как инициативность, способность
творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Метод активной мультипликации сравнительно молодой в работе с детьми дошкольниками,
но эффективный. Дети, погружаясь в мир фантазии и сказки, оказываются по ту сторону экрана и
своими руками оживляют свои самые неожиданные и необычные сюжеты. Вкладывая в своего
персонажа частичку собственной души, ребенок выявляет скрытое от него и окружающих,
учится планировать свои действия, воспитывает себя и с помощью педагога обучается, получает
новые знания. Главная педагогическая ценность мультипликации как современного искусства
заключается, прежде всего, в возможности интегративного развития личности. Кроме того,
именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка,
отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С её помощью можно сделать процесс
обучения удовольствием для дошкольников. Создавая анимационный фильм, ребенок становится
художником, сценаристом, режиссером, актером, оператором и даже монтажером, учится
договариваться с другими, взаимно согласовывать действия, добиваться общего результата.
Создавая героев мультипликационного фильма и декорации: из пластилина, делая аппликации,
вырезая силуэты, рисуя красками, фломастерами, мягкими материалами, конструируя
персонажей, можно изучать свойства и технические возможности художественных материалов.
Дети очень дорожат своими рисунками, потому как в каждый из них они вложили частичку себя,
проявив творчество. Можно делать выставки детских работ, хранить детские рисунки в папках. А
можно сделать так, чтобы рисунки детей «ожили», начали двигаться и жить своей собственной
жизнью. Это отличный способ открыть у юных дарований творческие задатки, развить
коммуникативные способности и лидерские качества.
Дополнительная общеобразовательная программа составлена на основе следующих
нормативных документов:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями от 1 сентября 2020 г. - Федеральный закон от 31 июля
2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской
Федерации" по вопросам воспитания обучающихся").
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года).
• Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденными 28.09.2020 г. № 28 (регистрационный номер 61573 от 18.12.2020 г.).
• Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16).
• Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ
Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467).
• Федеральные проекты «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда»,
«Патриотическое воспитание» и др.
3
• Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей».
Обоснование соответствия программы стартовому уровню. Стартовый уровень
программы предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания
программы. Программа предполагает построение процесса обучения дошкольников на
адекватных возрасту формах работы с детьми и приоритетности ведущего вида деятельности –
игры. Предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и
детей.
Отличительная особенность программы в том, что дети изучают историю
мультипликации, знакомятся с техниками мультипликации, с законами монтажа и средствами
выразительности, применяемыми в мультипликации.
Основное направление Арт-студии авторского мультфильма «Карусель» - создание
мультфильмов методом покадровой съемки с применением цифровых технологий в различных
техниках (пластилиновая, бумажная, перекладка и другие).
В процессе работы у детей проявляется: творческое самовыражение - дети проявляют себя в
творческой деятельности; самостоятельность - дети сами разрабатывают сюжет, сами выбирают
материалы, сами изготавливают персонажей и декорации, самостоятельно снимают мультфильм;
педагог при этом - направляющее звено.
Новизна программы в том, что мультипликация совмещает в себе несколько видов
искусств: рисование, конструирование, лепка, музыкальное, литературно-художественное
сопровождение, историю, фольклор, позволяющие развивать художественные навыки, актерское
мастерство, режиссерские и творческие способности детей. Создание инновационных и
оригинальных техник изобразительного и декоративно-прикладного творчества и техники
анимационного мультфильма.
Адресат программы: программа рассчитана на детей 5-7 лет, без степени предварительной
подготовки.
Возрастные особенности детей 5 - 7 лет:
Развитие личности и деятельности в старшем дошкольном возрасте характеризуется
появлением новых качеств и потребностей. Ребенка интересуют связи, существующие между
предметами и явлениями. Внимание становиться целенаправленным, устойчивым. Дети
прекрасно передают признаки предметов, проявляя при этом находчивость, фантазию, в
композициях используют гармонию красок, понимают симметрию. Развитию самостоятельности
способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее), обдумать пути
достижения, осуществить свой замысел, оценить полученный результат. Продолжается
формирование волевых действий ребенка, появляется мотив «надо». Семилетки могут осознанно
регулировать свое поведение, проявлять ответственность при выполнении какого - либо дела.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача педагога – создавать
условия и творческие ситуации для разнообразной самостоятельной творческой деятельности.
Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами.
Срок, объем освоения программы и режим занятий
Срок реализации Программы – 1 год. Занятия проводятся фронтально (в группе 8-10 детей), 2
раза в неделю, во второй половине дня, в комнате дополнительного образования детского сада.
Длительность занятий – 30 минут. Группы формируются в соответствии с возрастом (5-7 лет).
Объем образовательной нагрузки
возраст
5-7лет
30 мин
объем 1 занятия
2
кол-во занятий в неделю
1 час
объем нагрузки в неделю
72
кол-во занятий в год
36 час
объем нагрузки в год
Педагогическая целесообразность программы - программа предполагает работу над
коллективными проектами. Каждый ребенок чувствует себя важным звеном общей цепи
4
(системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом. Доля ответственности
каждого ребенка в этом процессе очень значима, и ребенок, осознавая эту значимость, старается
исполнить свою часть работы достойно, что способствует формированию чувства
ответственности и значимости каждого участника коллектива. Таким образом, педагогическая
целесообразность программы в формировании у детей чувства ответственности в исполнении
своей индивидуальной функции в коллективном процессе, с одной стороны, и формировании
самодостаточного проявления всего творческого потенциала в работе с использованием всех
изученных технологий при выполнении индивидуальных заданий.
1.2. Цель, задачи и принципы программы
Цель: развитие творческих способностей старших дошкольников через использование
различных техник мультипликации.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с историей возникновения и развития мультипликации;
2. Знакомить детей с искусством анимации (с использованием современных технических
и программных средств);
3. Расширить знания детей о таких профессиях, как сценарист, художник-аниматор,
оператор съемки, звукооператор и т.д.
Развивающие:
1. Развивать познавательный, художественно-эстетический интерес к созданию
мультфильмов;
2. Развивать инициативное творческое начало, способность ребёнка к нестандартному
решению любых вопросов;
3. Развивать навыки художественного вкуса и дизайнерского оформления проекта;
4. Развивать навыки связной речи. Умение использовать разнообразные выразительные
средства.
Воспитательные:
1. Поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством
анимационной деятельности;
2. Воспитывать эстетическое чувство красоты и гармонии в жизни и искусстве;
3. Воспитывать умение работать в малых проектных группах со сверстниками и взрослыми.
Принципы построения программы:
-принцип интеграции разных видов искусства (изобразительного и декоративно - прикладного) и
детской художественной деятельности с использованием анимации;
-принцип сотрудничества и сотворчества детей и взрослых;
-принцип научности: в совместной деятельности с детьми используется научная литература,
периодические издания;
-последовательность: поэтапное формирование мультипликационных умений детей;
-принцип единства восприятия окружающего мира и собственной творческой деятельности
детей;
-принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.
1.2.Содержание программы
№
п/п
Учебный план
Название раздела, темы
Всего
Количество часов
Теория
Практика
Модуль «Мультфильм своими руками»
1.
2.
Вводное занятие.
Выбор персонажей.
1
2
5
30 мин
1
30 мин
1
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Итого
Создание декораций.
Камера-мотор!
Оживим музыкой мультфильм.
Пластилиновая сказка.
Рисуем мультфильм.
Предметная анимация.
Кукольная анимация.
Насыпанный мультфильм.
по модулю
2
2
1
2
2
2
2
2
18 час
1
1
30 мин
1
1
1
1
1
9 час
1
1
30 мин
1
1
1
1
1
9 час
Модуль «Лего-мультфильм»
Вводное занятие.
1.
Выбор персонажей.
2.
Создание декораций.
3.
Камера-мотор!
4.
Говорим и показываем лего.
5.
Лего-мультфильм
6.
Итого по модулю
Всего
1
30 мин
30 мин
2
30 мин
1 час 30 мин
2
30 мин
1 час 30 мин
2
30 мин
1 час 30 мин
2
30 мин
1 час 30 мин
9
3
6
18 час
5 ч 30 мин
12ч 30 мин
36 часов
Форма аттестации
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
презентация готового продукта, конкурсы, фестивали.
Содержание программы по модулю «Мультфильм своими руками»
1.Вводное занятие.
Теория. Познакомить детей с мультстудией и приборами необходимыми для съемки
мультфильма. Обсудить известные мультфильмы, выявляя роль мультфильма в жизни ребенка.
Познакомить детей с различными анимационными техниками. Познакомить с материалами, из
которых можно изготовить мультфильм.
Практика. Просмотр мультфильмов, созданных другими детьми.
Изучение способов изготовления декораций; знакомство с различными материалами; упражнение в
правильной постановке декораций.
2. Выбор персонажей.
Теория. Изучение способов создания персонажей мультфильма. Обыгрывание сюжета сказки по
ролям. Подбор персонажей из готовых игрушек по ролям. Подборка кукол и декораций из
настольного театра. Подборка кукол для настольного театра.
Практика. Самостоятельное изготовление персонажа по выбору ребенка. Изготовление
персонажей сказки из пластилина. Рисование персонажей сказки «Заяц и еж». Обыгрывание
сказки по ролям с использованием готовых персонажей.
3. Создание декораций.
Теория. Обсуждение способа изготовления декораций к мультфильмам в различных техниках:
пластилинографии, аппликации, изобразительной технике. Подборка кукол и декораций из
настольного театра.
Практика. Рисование детьми декораций к мультфильму по сказке «Заяц и еж». Создание
декораций к мультфильму аппликативным способом. Обыгрывание сюжета сказки «Три
поросенка». Создание декораций к мультфильму конструктивным способом из легоконструктора. Создание декораций из предметов для настольного театра. Постановка декораций.
4. Камера-мотор!
Теория. Познакомить детей со способом съемки мультфильма. Показать способы работы с
техникой для съемки.
Практика. Съемка мультфильма по заранее написанному сюжету. Озвучивание и монтаж
мультфильма. Просмотр мультфильма, обсуждение проделанной работы.
5. Оживим музыкой мультфильм.
6
Теория. Обсуждение характера, настроения прослушанной музыки. Выбор подходящей музыки
для мультфильма.
Практика. Прослушивание и подбор музыки о звуках природы, бытовых шумах, возможности
подбора и использования «саундтреков».
6.Пластилиновая сказка.
Теория. Познакомить со способами создания пластилиновых персонажей, декораций. Предложить детям
придумать свои способы изготовления пластилинового мультфильма.
Практика. Изготовление персонажей сказки из пластилина. Обыгрывание сюжета сказки по
ролям. Изготовление детьми декораций к мультфильму в технике пластилинографии по
выбранному произведению.
7. Рисуем мультфильм.
Теория. Обсуждение способов изображения персонажей мультфильма и его декораций.
Рассматривание иллюстраций к сказке «Заяц и еж». Рассказывание сказки по ролям.
Практика. Рисование персонажей сказки «Заяц и еж». Обыгрывание сюжета сказки по ролям.
Рисование детьми декораций к мультфильму по сказке «Заяц и еж».
8. Предметная анимация.
Теория. Подбор персонажей из готовых игрушек по ролям.
Практика. Обыгрывание сюжета сказки по ролям. Создание декораций к мультфильму
аппликативным способом.
9.Кукольная анимация.
Теория. Написание сюжета мультфильма, распределение ролей между детьми, заучивание реплик
персонажей.
Практика. Подборка кукол и декораций из настольного театра. Обыгрывание сюжета сказки
«Три поросенка».
10.Насыпанный мультфильм.
Теория. Написание сюжета мультфильма, распределение ролей между детьми, заучивание реплик
персонажей. Просмотр мультфильмов, снятых в технике песочной анимации.
Практика. Создание мультфильма в технике песочной анимации. Обыгрывание сюжета
мультфильма, его озвучивание.
Содержание программы по модулю «Лего-мультфильм»
1.Вводное занятие.
Теория. Познакомить с конструктором лего. Просмотр мультфильмов с лего, обсуждение
способов создания таких мультфильмов.
Практика. Самостоятельная деятельность детей с конструктором.
2. Выбор персонажей.
Теория. Познакомить детей с персонажами конструктора лего. Предложить собрать своего
персонажа.
Практика. Дети самостоятельно определяются с персонажами, собирают его из конструктора.
3. Создание декораций.
Теория. Рассмотреть и обсудить различные способы создания декораций из конструктора.
Практика. Самостоятельная деятельность с конструктором. Постройка различных вариантов
декораций, их обыгрывание.
4. Камера-мотор!
Теория. Познакомить детей со способом съемки мультфильма. Показать способы работы с
техникой для съемки.
Практика. Съемка мультфильма по самостоятельно придуманному сценарию. Просмотр
мультфильма, обсуждение проделанной работы.
5. Говорим и показываем лего!
Теория. Обсуждение характера, настроения прослушанной музыки. Выбор подходящей музыки
для мультфильма.
Практика. Озвучить свой собственный мультфильм.
6.Лего мультфильм.
7
Теория. Написание сюжета мультфильма, распределение ролей между детьми, заучивание реплик
персонажей, обыгрывание сюжета мультфильма.
Практика. Создание героев мультипликационного фильма, используя для своего творчества
лего-конструкторы. Создание мультфильмов с использованием конструктора лего, по различным
сценариям.
1.3. Планируемые результаты
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Ребенок знаком с историей возникновения, видами мультипликации, с технологией
создания мультипликационного фильма;
Ребенок знаком с основными сведениями из истории, теории и практики мультипликации,
владеет начальными навыками работы сценариста, режиссера, оператора, декоратора,
актёра в процессе работы над фильмом.
Ребенок научится готовить декорации к сказке: лепить, рисовать, клеить, вырезать;
ребенок проявит любознательность, сумеет задавать вопросы взрослым и сверстникам,
опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
Ребенок владеет отдельными техническими и изобразительными умениями, освоил
способы создания изображения в разных видах деятельности и применяет их в совместной
с взрослым и самостоятельной деятельности;
Ребенок самостоятельно оценивает свою творческую продукцию и выражает отношение к
творческому продукту сверстника.
У ребенка развито воображение и художественные навыки.
У ребенка сформированы навыки связной речи, умение использовать разнообразные
выразительные средства.
У ребенка сформировано умение понимать основную идею литературного произведения и
выделять единицы сюжета (завязка, кульминация, развязка);
Ребенок ответственно и ценностно относится к собственному труду, труду сверстников и
его результатам, способен согласовывать свои действия со сверстниками.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
1.
Продолжительность учебного года
Начало учебных занятий – 1.09.2022 года.
Продолжительность учебного года – 39 недель (с учетом аттестации воспитанников).
Этапы образовательного процесса
Начало учебного года
Продолжительность учебного года
Продолжительность занятия
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
Окончание учебного года
Каникулы
1 год обучения
1 сентября
39 недель
5-7лет: 30 мин.
26-30 декабря
29 – 31 мая
31 мая
1-10 января; с 1 июня по 31 августа
2. Регламент образовательного процесса:
-2 раза в неделю по 30 минут.
-начало учебных занятий – в 15.30 ч., окончание учебных занятий - в 16.00 часов.
2.2. Условия реализации программы
Тип
оборудования
Материально-техническое обеспечение
Наименование
8
Количество
Мебель
Оборудование
Нагляднометодические
пособия
Изобразительн
ый материал
Тумбы для оборудования
Стеллаж для оборудования
Стол
Стул детский
Мольберт
web-камера
Фотоаппарат
Штатив к фотоаппарату
Магнитофон
Микрофон
Колонки
Тексты сказок, стихотворений, рассказов для будущего
мультфильма
Детская художественная литература с иллюстрациями
Вохринцева С.В. Учимся рисовать. Дымковская игрушка 1 –
Издательство «Страна Фантазий», 2005.
Вохринцева С.В. Учимся рисовать. Дымковская игрушка 2 –
Издательство «Страна Фантазий», 2005.
1 шт
1 шт.
4 шт.
10 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1шт.
1 шт.
1шт.
по 1шт.
по 1шт.
1шт.
1шт.
Акварель, гуашь, простые и цветные карандаши, фломастеры,
пластилин, глина
На каждого
ребенка.
Кисти,
палитры
Бумага и
картон
Клей
Круглые и плоские разного размера и палитры
Конструкторы
Lego:
1. Моя первая история
2. Мои первые конструкции.
3. Строительные машины.
4. Городская жизнь Lego
5. Общественный и муниципальный транспорт.
6. Набор с трубками
На каждого
ребенка.
На каждого
ребенка.
На каждого
ребенка
5 шт.
5 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
Различного цвета и фактуры, полоски для квилинга
ПВА, клей-карандаш
Кадровое обеспечение
Сведения о педагоге
ФИО Куркина Татьяна Александровна
Образование НВПОУ «УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ», специальность
«Психология», квалификация «Психолог. Преподаватель психологии», 2006 год.
Кваликационная категория высшая
Педагогический стаж работы 20 лет, в области дополнительного образования - 6 лет.
Повышение квалификации по программам:
- «STEM-образование для детей дошкольного возраста. Базовый курс», ООО Центр развития
СТЕМ-образования», г.Москва 72ч., 2022г.
Дополнительные сведения о награждении: Почетная грамота Управления
образования
городского
округа
Красноуральск
2014г;
Благодарность
Главы
городского округа Красноуральск, 2019г; Почетная грамота Победителя городского
профессионального конкурса «Воспитатель года-2021 год; Сертификат участника регионального
этапа XIII Всероссийского
профессионального конкурса «Воспитатель года России» в
Свердловской области в 2022 году (9 место в рейтинге).
Информационное обеспечение
9
Тип
оборудования
Электронные
образовательные
ресурсы,
компьютерные
программы
Наименование
Количество
Ноутбук с программным обеспечением для монтажа
мультфильмов Movavi Video Editor Plus
Цифровая мультипликационная студия
«Мультипликатор» (программа для создания
мультфильма)
Подборка музыкальных произведений (звуки природы,
города и т.д.).
Видеоролик «История создания мультфильмов»:
https://www.youtube.com/watch?v=gh8Ave4YMfY
Презентация «Профессии в анимационном кино»:
https://yandex.ru/video/preview/2330300844613027964
Презентация «Виды анимации»:
https://docs.google.com/presentation/d/1oBMSrFZqS7_8Ufs
OuOmaw9PMVWBpnsj2/edit?rtpof=true
Видеоролик «Как создаются рисованные мультфильмы»:
https://www.youtube.com/watch?v=4d_oKxG6xFI
Как делают кукольные мультфильмы (1 часть)
https://www.youtube.com/watch?v=RP-dO8-xwxA
Как делают кукольные мультфильмы (2 часть)
https://www.youtube.com/watch?v=f4697eBnji
Создание мультфильмов. Декорации
https://www.youtube.com/watch?v=qeliiPDkuVs
Секреты фиксиков. Кто озвучивает героев
https://www.youtube.com/watch?v=E6MOxq7pZG0
Техника «перекладка»
https://www.youtube.com/watch?v=u1tYWjljdXU
1 шт.
1шт.
10 шт.
2.3. Формы аттестации
Формы подведения итогов реализации дополнительной
презентация готового продукта, конкурсы, фестивали.
образовательной
2.4. Оценочные материалы
методы
программы:
виды контроля
содержание
Промежуточный
Освоение материала по
темам
Творческие и практические
задания, выполнение
образцов, упражнения
Декабрь
Творческий потенциал
воспитанников
Наблюдение, игры
Декабрь
Оценка самостоятельности,
возможностей, способность к
самоконтролю
Наблюдение
Декабрь
Оцениваются показатели
творческого развития детей
в процессе
мультипликационнохудожественной
Наблюдение
Май
Итоговый
10
сроки
контроля
деятельности
Мониторинг детского развития проводиться два раза в год (декабрь, май). Основная задача
мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком Программы. Для
оценки
используется
методика
Л.Л.Тимофеевой,
Т.Г.Казаковой,
Л.А.Парамоновой.
Использование данных методик не требует проведения особых диагностических мероприятий.
Выводы делаются педагогом по результатам наблюдения за ходом и анализа результатов
выполнения детьми привычных игровых, практических, творческих заданий. Это позволяет
проводить диагностические мероприятия непосредственно в ходе занятий, в атмосфере
заинтересованности в выполняемой работе.
Показатели развития детей дошкольного возраста
Общие показатели:
Эстетическая компетентность
Творческая активность
Эмоциональность
Творческая креативность
Самостоятельность и ответственность
Способность к самооценке
Специфические показатели (по данным исследований Т.Г.Казаковой, Л.А.Парамоновой):
Субъективная новизна, оригинальность и вариативность, как способов решения
творческой задачи, так и результата (продукта) детского творчества;
Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания
художественного образа;
Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с
художественными материалами и инструментами;
Индивидуальный почерк детской продукции;
Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и
средств художественно – образной выразительности;
Способность к интерпретации художественных образов
Общая ручная умелость
По ходу педагогической диагностики фиксируется:
• Выбор ребенка;
• Внешние проявления его реакции на ситуацию;
• Последовательность развития замысла;
• Сочетания видов деятельности;
• Комментарии по ходу действий;
• Игровое и речевое развитие художественного образа.
Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности разработана
система показателей, сведенная в таблицу для удобства фиксации наблюдений педагогом.
Оценка творческих способностей ребенка в процессе
мультипликационно-художественной деятельности
Ф.И.
ребенка
Возраст
Тема
Выбирает
Творчески
самостоятель
раскры
вает
но
Воплоще
ние
замысла
11
Выразительные средства
Разнооб
Адекват
разие
ность
использо
вания
Техни
чес
кие
навык
ии
уме
ния
Интегра
ция
видов
изобразит
ельной
деятель
ности
Высокий уровень – ребенок активно проявляет интерес к мультипликационной деятельности
(озвучивает героев мультфильмов, эмоционален в озвучивании). Умеет общаться с партнером,
правильно использует приёмы оживления героев разных видов мультфильмов. Умеет создавать образ
мультипликационного героя, используя различные средства художественного творчества. Может
создавать иллюзию движения. Проявляет творчество и инициативу на занятиях.
Средний уровень – Ребенок активен периодами, интерес к мультипликационной деятельности
(озвучивает героев мультфильмов, эмоционален в озвучивании) кратковременный. Умеет общаться с
партнером, при оживлении героев разных видов мультфильмов допускает некоторые ошибки. С
помощью взрослого создает образ мультипликационного героя, используя различные средства
выразительности. Не всегда может создавать иллюзию движения. Самостоятельно не проявляет
творчество и инициативу.
Низкий уровень – Ребенок пассивен, не проявляет интерес к мультипликационной деятельности
(с ошибками озвучивает героев мультфильмов, не всегда эмоционален в озвучивании). Не умеет
общаться с партнером, не правильно использует приёмы оживления героев разных видов
мультфильмов, допускает ошибки. С помощью взрослого частично создает образ персонажа, мало
использует средства выразительности. Не может создавать иллюзию движения. Творчество и
самостоятельность отсутствует.
2.5. Методические материалы
В основе программы лежат методы и приемы, способствующие развитию художественноэстетического вкуса детей в процессе использования анимации, навыков межличностного
общения, реализации творческого потенциала.
Образовательный процесс включает в себя следующие методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
-проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
-эвристический (проблема формируется детьми, ими предлагаются способы ее решения).
Формы образовательной деятельности:
- совместная деятельность педагога и детей;
- подвижные разминки;
- обсуждение по рисунку;
- игры драматизации;
- дидактические игры («На что похож?», «Голубой экран», «Дорисуй»).
Формы организации образовательного процесса:
-индивидуально-групповая
- групповая.
Материалами для создания мультфильмов могут служить абсолютно разные вещи: от
сюжетных игрушек, пластилина и бумаги, до подручных средств и бросового материала.
Техники, используемые в работе с дошкольниками в процессе реализации программы:
• перекладка (рисуем персонажей на бумаге и вырезаем, двигаем вырезанные картинки) –
хорошо подходит для тех, кто любит рисовать.
• пластилиновая анимация (лепим из пластилина) – хорошо подходит для тех, кто любит
лепить. Может быть плоской (как перекладка) и объемной (как кукольная анимация)
• предметная анимация (используем готовые игрушки: «Лего», кубики, человечки, машинки) –
позволяет оживить любимые игрушки, подходит для тех, кто любит строить и конструировать, и
для тех, кто не очень любит рисовать.
Смешанная анимация.
Педагогические технологии
Информационно - коммуникационные технологии
12
В процессе занятий мультипликацией применяются информационно-коммуникационные
технологии с использованием мультимедийных презентации, клипов, видеофильмов, цифровых,
образовательных ресурсов, которые дают возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов. При создании мультфильмов используется интерактивная доска с
применением цифровой мультипликационной студии и электронных образовательных ресурсов.
Здоровье сберегающие технологии
Обеспечение воспитанникам возможности сохранения здоровья за период нахождения в детском
саду, формирования у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и
применение полученных знаний в повседневной жизни.
Технология проектной деятельности
Этапа в развитии проектной деятельности:
1.Подражателъско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми трех с половиной
— пяти лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «из вторых ролях», выполняют действия по
прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе
маленького ребенка: в этом возрасте еще силья*1 как потребность установить и сохранить
положительное отношение к взрослому, так и подражательность.
2.Общеразвивающий он характерен для детей пяти-шести лет, которые уже имеют опыт
разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу
помощь. Ребенок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует
совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка,
они способны достаточно объективно оценивать, как собственные поступки, так и поступки
сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать
необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют
готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят
проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследовательских, опытноориентировочных проектов.
3.Творческий, он характерен для детей шести-семи лет. Взрослому очень важно на этом этапе
развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов
работы над проектом и возможности организовать ее последовательность.
Алгоритм действия при создании мультфильма следующий:
1. Выбираем известную сказку, рассказ или стихотворение (или вспоминаем историю из опыта,
или придумываем историю сами), идея - сценарий
2. Подготовка к съемке мультфильма, изготовление персонажей (рисование, лепка, аппликация,
конструирование).
3. Подготовка декораций и фона.
4. Установка декораций на площадке для съемки.
5. Съёмка мультфильма – анимация (один из детей, выполняет роль оператора, а остальные
осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным
сюжетом):
– чем больше детализация движения персонажа, тем движения будут естественными, плавными;
– во время съемки необходимо следить, чтобы статичные предметы (фон) не двигались;
– не забывать, что в декорациях могут происходить изменения (подул ветер – дерево закачалось);
– в кадр не должны попадать посторонние предметы, руки аниматоров, тени;
– чтобы движения персонажей получились четкими, снимать нужно с одной точки, зафиксировав
фотоаппарат (желательно в штативе), не удаляя и не приближая изображение.
6. Монтаж мультфильма (весь отснятый материал переносится на компьютер, просматривается,
лишние кадры удаляются):
– чем больше кадров в секунду, тем движения персонажей более плавные; чем меньше – тем
более прерывистые.
7. Затем дети поочередно записывают голосовое сопровождение, произнося свои реплики на
подходящем кадре:
13
– при необходимости записывается текст небольшими кусочками;
– можно использовать звуковые эффекты (скрип двери, шум прибоя...).
8. Музыкальное сопровождение, титры.
Рассмотрение каждой темы программы строится на основе одной общей схемы:
1. Беседа с детьми на определенную тему, побуждение их к высказыванию своих мыслей, своего
мнения.
2. Игры и упражнения по теме занятия. Детям предоставляется возможность самим выбрать игру,
которую они считают наиболее подходящей к данной теме (это могут быть различные
настольный игры, психологические и словесные игры и т.д.), педагог заранее готовит для детей
возможные варианты. Главной задачей в данном случае является обучение детей делать выбор,
проявлять инициативу, развитие ответственности и умения договариваться друг с другом.
3. Далее происходит обсуждение сюжета будущего мультфильма. Педагог с детьми обсуждают
главных героев, их действия, главную мысль мультфильма. Рисуется раскадровка - дети
совместно выстраивают логическую цепочку сюжета и зарисовывают ее. Выбираются материалы
и техника для создания мультфильма (дети могут сами выбрать, педагог направляет, советует,
рассказывает о возможных вариантах).
Взаимодействие с социальными партнерами
Для создания качественных условий воспитания, обучения и развития детей осуществляется
сотрудничество с учреждениями города: детской библиотекой, дворцом культуры,
физкультурно-оздоровительным комплексом, школой №6, музыкальной школой, ДЮЦ
«Ровесник».
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Формы
взаимодействия
с семьей
Традиционные
Инновационные
Формы
отчета
Познавательные
формы
для
повышения
психологопедагогической
культуры
родителей.
- родительское собрание
(организованное
ознакомление родителей с
задачами,
содержанием
предлагаемых услуг)
тематические
консультации (ответы на
интересующие
вопросы
родителей)
индивидуальные
консультации
(квалифицированные ответы
специалистов ДОУ);
-выставки вернисажи
детских
работ,
объединенных
одной
тематикой;
- индивидуальные выставки
детских
работ,
на
свободные темы
-мастер-классы (позволяют
знакомить родителей с
различными техниками);
-презентация
дополнительной
услуги
(информация о содержании
работы с детьми).
презентация
готового
продукта,
конкурсы,
фестивали
2.6. Список литературы
1. Грибовская А.А., Юмор в изобразительном творчестве дошкольников. – Издательский дом
«Педагогическое общество России», 2007.
2. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. М, «Скрипторий», 2013г
3. Давыдова Г.Н. Пластилинография – 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
14
4. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. – М.: Издательство «Скрипторий
2003», 2013.
5. Казакова Р.Г., Мацкевич Ж.В., Смотрим и рисуем мультфильмы. – Издательский дом
«Сфера», 2013.
6. Комарова Т.С., Савенков А.И., Коллективное творчество дошкольников. – Издательский
дом «Педагогическое общество России», 2005.
7. Комарова Т.С., Размыслова А.В., Цвет в детском изобразительном творчестве. Издательский дом «Педагогическое общество России», 2002.
8. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
9. Лыкова И.А. Рельефные картины. – ИД «Цветной мир», 2015.
10. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. –
Издательский дом «Академия», 2012.
11. Рыжова Н., Логинова Л., Мини-музей в детском саду. – Издательский дом «Линка-прес»,
2008.
12. Тимофеева Л.Л., Проектный метод в детском саду. Мультфильм своими руками. –
Издательский дом «Детство-пресс», 2011.
13. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. – Издательский дом «Сфера», 2012.
Приложение 1
Рабочая программа по модулю «Мультфильмы своими руками»
Пояснительная записка
Метод активной мультипликации сравнительно молодой в работе с детьми дошкольниками,
но эффективный. Дети, погружаясь в мир фантазии и сказки, оказываются по ту сторону экрана и
своими руками оживляют свои самые неожиданные и необычные сюжеты. Вкладывая в своего
персонажа частичку собственной души, ребенок выявляет скрытое от него и окружающих,
учится планировать свои действия, воспитывает себя и с помощью педагога обучается, получает
новые знания. Главная педагогическая ценность мультипликации как современного искусства
заключается, прежде всего, в возможности интегративного развития личности. Кроме того
именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка,
отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С её помощью можно сделать процесс
обучения удовольствием для дошкольников. Положительное воздействие анимации может стать
прекрасным развиваюшим средством для раскрепощения мышления, развития творческого
потенциала. В 6-7 лет у ребенка наступает непростой период, когда он готовится стать
школьником, то есть войти в большой социальный мир, где может столкнуться с некоторыми
трудностями. Дети от природы обладают синкретичным мышлением, этот вид творческой
деятельности является наиболее удачным. Создавая анимационный фильм, ребенок становится
художником, сценаристом, режиссером, актером, оператором и даже монтажером, учится
договариваться с другими, взаимно согласовывать действия, добиваться общего результата.
Создавая героев мультипликационного фильма и декорации: из пластилина, делая
аппликации, вырезая силуэты, рисуя красками, фломастерами, мягкими материалами,
конструируя персонажей, можно изучать свойства и технические возможности художественных
материалов. Дети очень дорожат своими рисунками, потому как в каждый из них они вложили
частичку себя, проявив творчество. Можно делать выставки детских работ, хранить детские
рисунки в папках. А можно сделать так, чтобы рисунки детей «ожили», начали двигаться и жить
своей собственной жизнью. Это отличный способ открыть у юных дарований творческие
задатки, развить коммуникативные способности и лидерские качества.
Цель: развитие творческих способностей старших дошкольников через использование
различных техник мультипликации.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с историей возникновения и развития мультипликации;
15
2. Знакомить детей с искусством анимации (с использованием современных технических и
программных средств);
3. Расширить знания детей о таких профессиях, как сценарист. Художник-аниматор.
Оператор съемки, звукооператор и т.д.
Развивающие:
1. Развивать познавательный, художественно-эстетический интерес к созданию
мультфильмов;
2. Развивать инициативное творческое начало, способность ребёнка к нестандартному
решению любых вопросов;
3. Развивать навыки художественного вкуса и дизайнерского оформления проекта;
4. Развивать навыки связной речи. Умение использовать разнообразные выразительные
средства.
Воспитательные:
1. поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством
анимационной деятельности;
2. Воспитывать эстетическое чувство красоты и гармонии в жизни и искусстве;
3. Вопитывать умение работать в малых проектных группах со сверстниками и взрослыми.
Объем образовательной нагрузки
возраст
объем 1 занятия
кол-во занятий в неделю
объем нагрузки в неделю
кол-во занятий в год
объем нагрузки в год
5-7лет
30 мин
1
30 мин.
41
18 часов
Тематическое планирование
Сентябрь
Содержание
Тема
Объем
времени
1.Что
такое
1ч.
Познакомить детей с мультстудией и
мультфильм?
приборами необходимыми для съемки
мультфильма. Познакомить с профессиями
людей, которые снимают мультфильм.
Обсудить известные мультфильмы, выявляя
роль мультфильма в жизни ребенка.
2.Обратная
сторона экрана.
1ч.
Образовательные
ресурсы
Ноутбук,
мультимедийное
оборудование,
Видеоролик
«История создания
мультфильмов»:
https://www.youtube.co
m/watch?v=gh8Ave4Y
MfY
Презентация
«Профессии
в
анимационном
кино»:
https://yandex.ru/vide
o/preview/233030084
4613027964
Познакомить
детей
с
различными Ноутбук,
анимационными техниками. Познакомить с мультимедийное
материалами, из которых можно изготовить оборудование.
мультфильм.
Просмотр
мультфильмов,
созданных другими детьми.
16
3.Шаг за шагом.
4.Персонаж –
кто это?
Тема
1.Пластилиновая
сказка «Осенняя
сказка».
1ч.
1ч.
Изучение
способов
изготовления
декораций; знакомство с различными
материалами; упражнение в правильной
постановке декораций.
Изучение способов создания персонажей
мультфильма.
Самостоятельное
изготовление персонажа по выбору
ребенка.
Различные
художественные
материалы и
инструменты.
мультимедийное
оборудование.
Презентация «Виды
анимации»:
https://docs.google.co
m/presentation/d/1oB
MSrFZqS7_8UfsOuO
maw9PMVWBpnsj2/
edit?rtpof=true
Различные
художественные
материалы
инструменты.
мультимедийное
оборудование.
и
Октябрь
Объем
Содержание
Образовательные
времени
ресурсы
1ч.
Написание
сюжета
мультфильма, Ноутбук,
распределение ролей между детьми, мултимедийное
заучивание реплик персонажей.
оборудование.
2.Создание
пластилиновых
персонажей.
1ч.
Изготовление персонажей сказки из Материалы
для
пластилина. Обыгрывание сюжета сказки художественного
по ролям.
творчества.
3.Создание
декораций.
1ч.
Изготовление
детьми
мультфильму
в
пластилинографии.
4.Камера-мотор!
1ч.
Съемка мультфильма по заранее
написанному сюжету. Озвучивание и
монтаж
мультфильма.
Просмотр
мультфильма, обсуждение проделанной
работы.
Тема
1.Рисуем
Объем
времени
1ч.
Написание
Ноябрь
Содержание
сюжета
17
декораций
к Материалы для
технике художественного
творчества.
Создание
мультфильмов.
Декорации - URL:
https://www.youtub
e.com/watch?v=qelii
PDkuVs
Ноутбук,
мультимедийное
оборудование.
Секреты фиксиков.
Кто озвучивает
героев - URL:
https://www.youtub
e.com/watch?v=E6
MOxq7pZG0
Образовательные
ресурсы
мультфильма, Ноутбук,
распределение ролей между
заучивание реплик персонажей.
мультфильм «Заяц
и еж»
детьми, мультимедийное
оборудование.
2.Создание
рисованных
персонажей.
1ч.
Рисование персонажей сказки «Заяц и еж». Материалы
для
Обыгрывание сюжета сказки по ролям.
художественного
творчества.
3.Создание
декораций.
1ч.
Рисование
детьми
декораций
мультфильму по сказке «Заяц и еж».
4.Камера-мотор!
1ч.
Тема
1.Мультфильм
«Ёлочкакрасавица».
Съемка мультфильма по заранее
написанному сюжету. Озвучивание и
монтаж мультфильма. Просмотр
мультфильма, обсуждение проделанной
работы.
к Материалы для
художественного
творчества.
Ноутбук,
мультимедийное
оборудование.
Декабрь
Объем
Содержание
Образовательные
времени
ресурсы
1ч.
Написание
сюжета
мультфильма, Ноутбук,
распределение ролей между детьми, мультимедийное
заучивание реплик персонажей.
оборудование.
2.Изготовление
персонажей.
1ч.
3.Создание
декораций.
1ч.
4.Камера-мотор!
1ч.
Изготовление персонажей аппликативным Материалы
для
способом.
художественного
творчества.
Создание декораций к мультфильму Материалы для
аппликативным способом.
художественного
творчества.
Съемка мультфильма по заранее
Ноутбук,
написанному сюжету. Озвучивание и
мультимедийное
монтаж мультфильма. Просмотр
оборудование.
мультфильма, обсуждение проделанной
Техника
работы.
«перекладка»
https://www.youtube.
com/watch?v=u1tYW
jljdXU
Январь
Объем
Содержание
времени
1.В гостях у сказки.
1ч.
Написание
сюжета
мультфильма,
«Три поросенка».
распределение ролей между детьми,
заучивание реплик персонажей.
2.Выбор
1ч.
Подборка кукол
и
декораций из
персонажей,
настольного театра. Обыгрывание сюжета
создание декораций.
сказки «Три поросенка».
Тема
3.Камера-мотор!
1ч.
Съемка мультфильма по заранее
написанному сюжету. Озвучивание и
монтаж мультфильма. Просмотр
мультфильма, обсуждение проделанной
работы.
18
Образовательные
ресурсы
Ноутбук,
мультимедийное
оборудование.
Различные
виды
настольного театра.
Ноутбук,
мультимедийное
оборудование.
Тема
1.«Военный парад».
Пластилиновый
мультфильм.
Февраль
Содержание
Объем
Образовательные
времени
ресурсы
1ч.
Написание
сюжета
мультфильма, Ноутбук,
распределение ролей между детьми, мультимедийное
заучивание реплик персонажей.
оборудование.
2.Выбор персонажей.
1ч.
3.Создание
декораций.
1ч.
4.Камера-мотор!
1ч.
Тема
1.Насыпанный
мультфильм
«Волшебный город».
Объем
Образовательные
времени
ресурсы
1ч.
Написание
сюжета
мультфильма, Ноутбук,
распределение ролей между детьми, мултимедийное
заучивание реплик персонажей.
оборудование.
1ч.
3.Оживим музыкой
мультфильм.
1ч.
4.Камера-мотор!
1ч.
1.«Нужные
машины».
Предметная
анимация.
Материалы
для
художественного
творчества.
Материалы для
художественного
творчества.
Ноутбук,
мултимедийное
оборудование.
Март
Содержание
2.Создание сыпучих
картин.
Тема
Изготовление персонажей сказки из
пластилина. Обыгрывание сюжета сказки
по ролям.
Изготовление
детьми
декораций
к
мультфильму
в
технике
пластилинографии.
Съемка мультфильма по заранее
написанному сюжету. Озвучивание и
монтаж мультфильма. Просмотр
мультфильма, обсуждение проделанной
работы.
Насыпание картин на
стеклянное
основание.
сюжета мультфильма.
подсвеченное Стол со стеклянной
Обыгрывание столешницей,
со
встроенной
подсветкой, песок,
манка, греча.
Прослушивание и подбор музыки для Ноутбук,
мультфильма.
мультимедийное
оборудование,
подборки с разной
музыкой.
Съемка мультфильма по заранее
Ноутбук,
написанному сюжету. Озвучивание и
мультимедийное
монтаж мультфильма. Просмотр
оборудование.
мультфильма, обсуждение проделанной
работы.
Апрель
Содержание
Объем
Образовательные
времени
ресурсы
1ч.
Написание
сюжета
мультфильма, Ноутбук,
распределение ролей между детьми, мултимедийное
заучивание реплик персонажей.
оборудование.
2.Выбор персонажей.
1ч.
3.Строим декорации
1ч.
Подбор персонажей из готовых игрушек
по ролям.
Обыгрывание сюжета
мультфильма по ролям.
Создание декораций к мультфильму
конструктивным способом из лего19
Разнообразные
виды
транспорта
(игрушки).
Наборы
конструктора лего.
конструктора.
из лего.
4.Камера-мотор!
1ч.
Съемка мультфильма по заранее
написанному сюжету. Озвучивание и
монтаж мультфильма. Просмотр
мультфильма, обсуждение проделанной
работы.
Тема
Май
Содержание
Тема
Июнь
Содержание
Ноутбук,
мултимедийное
оборудование.
Объем
Образовательные
времени
ресурсы
1.«Репка». Кукольная
1ч.
Написание
сюжета
мультфильма, Ноутбук,
анимация.
распределение ролей между детьми, мультимедийное
заучивание реплик персонажей.
оборудование.
Как делают
кукольные
мультфильмы (1
часть)
https://www.youtube.
com/watch?v=RPdO8-xwxA
Как делают
кукольные
мультфильмы (2
часть)
https://www.youtube.
com/watch?v=f4697e
Bnji
2.Выбор персонажей.
1ч.
Подборка кукол для настольного театра. Различные
виды
Обыгрывание сюжета сказки «Репка».
настольного театра.
3.Создание декораций.
1ч.
Создание декораций из предметов для Различные виды
настольного
театра.
Постановка настольного театра.
декораций.
4.Камера-мотор!
Съемка мультфильма по заранее
1ч.
Ноутбук,
написанному сюжету. Озвучивание и
мултимедийное
монтаж мультфильма. Просмотр
оборудование.
мультфильма, обсуждение проделанной
работы.
1.Конкурсы, выставки
Объем
времени
2ч.
Создание
благоприятных
условий
для
развития творческого потенциала детей,
формирования личности ребенка через
освоение
различных
видов
анимации,
поддержка талантливых детей. Выявление
художественно-изобразительных способностей
детей. Совместный просмотр получившихся
мультфильмов.
Июль
20
Образовательные
ресурсы
Различные
художественные
материалы
инструменты.
мультимедийное
оборудование.
и
Тема
1.Выставки,
совместные
просмотры.
Тема
1.Музей
мультипликации
Объем
Содержание
времени
2ч.
Обсуждение с детьми того, что нового они
узнали,
чему
научились.
Создание
презентации по программе для коллег и
родителей. Вместе с детьми выпускают
стенгазету с фотографиями проекта.
Размещается информация на сайте.
Образовательные
ресурсы
Различные
художественные
материалы
инструменты.
мультимедийное
оборудование.
Август
Содержание
и
Объем
Образовательные
времени
ресурсы
2ч.
Создание музея мультипликации в группе Материалы
из творческих работ детей, созданных в созданных
процессе съемки мультфильмов. Создание мультфильмов.
медиатеки для группы.
Планируемые результаты
Ребенок активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности;
Ребенок использует разные способы выражения своего отношения к окружающему миру в продуктивной
деятельности;
Ребенок проявляет воображение, фантазию;
Ребенок откликается на интересные декоративно-оформительские решения, замечает новые красивые
предметы в окружении;
Ребенок самостоятельно применяет умения и различные средства;
Ребенок проходит успешную социализацию;
Развиваются навыки общения и коммуникации (вербальной и невербальной);
Приложение 2
Рабочая программа по модулю «ЛЕГО-мультфильмы»
Пояснительная записка
Метод активной мультипликации сравнительно молодой в работе с детьми дошкольниками,
но эффективный. Дети, погружаясь в мир фантазии и сказки, оказываются по ту сторону экрана и
своими руками оживляют свои самые неожиданные и необычные сюжеты. Вкладывая в своего
персонажа частичку собственной души, ребенок выявляет скрытое от него и окружающих,
учится планировать свои действия, воспитывает себя и с помощью педагога обучается, получает
новые знания. Главная педагогическая ценность мультипликации как современного искусства
заключается, прежде всего, в возможности интегративного развития личности. Кроме того,
именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка,
отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С её помощью можно сделать процесс
обучения удовольствием для дошкольников. Положительное воздействие анимации может стать
прекрасным развиваюшим средством для раскрепощения мышления, развития творческого
потенциала. В 6-7 лет у ребенка наступает непростой период, когда он готовится стать
школьником, то есть войти в большой социальный мир, где может столкнуться с некоторыми
трудностями. Дети от природы обладают синкретичным мышлением, этот вид творческой
деятельности является наиболее удачным. Создавая анимационный фильм, ребенок становится
художником, сценаристом, режиссером, актером, оператором и даже монтажером, учится
21
договариваться с другими, взаимно согласовывать действия, добиваться общего результата. Но
создавать героев мультипликационного фильма дети могут не только с помощью пластилина,
аппликации и красок, а используя для своего творчества лего-конструкторы. Лего развивает
детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов –
настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение. Конструктор лего дает
возможность не только собрать игрушку и играть с ней, но и снять целый мультипликационный
фильм со своими героями и сюжетом. Используя детали не одного, а двух и более наборов лего,
можно создать практически неограниченное количество мультфильмов. Создавая героев
мультипликационного фильма и декорации из лего, ребенок может запечатлеть результат своего
творчества, в который вложил частичку себя. Это отличный способ открыть у юных дарований
творческие задатки, развить коммуникативные способности и лидерские качества.
Цель: развитие творческих способностей старших дошкольников в мультипликации через
использование Лего-конструкора.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с историей возникновения и развития мультипликации;
2. Знакомить детей с искусством анимации (с использованием современных технических и
программных средств);
3. Расширить знания детей о таких профессиях, как сценарист, художник-аниматор,
оператор съемки, звукооператор и т.д.
Развивающие:
1. Развивать познавательный, художественно-эстетический интерес к созданию
мультфильмов;
2. Развивать инициативное творческое начало, способность ребёнка к нестандартному
решению любых вопросов;
3. Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.
4. Развивать навыки связной речи.
Воспитательные:
1. Поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством
анимационной деятельности;
2. Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к
умственной деятельности.
3. Воспитывать умение работать в малых проектных группах со сверстниками и взрослыми.
Объем образовательной нагрузки
возраст
объем 1 занятия
кол-во занятий в неделю
объем нагрузки в неделю
кол-во занятий в год
объем нагрузки в год
5-7лет
30 мин.
1
30 мин.
41
18 часов
Тематическое планирование
Тема
1.Знакомство с
легоперсонажами.
2.Строим лего-
Сентябрь
Объем
Содержание
Образовательные
времени
ресурсы
1ч.
Познакомить детей с персонажами Наборы
конструктора лего. Предложить собрать конструктора лего.
своего персонажа.
1ч.
Предложить
построить
22
декорации
для
Наборы
декорации.
3.Говорим и
показываем
лего.
1ч.
4.Наша первая
история.
1ч.
Тема
1.Легомультфильм
«Лошадка»
Объем
Образовательные
времени
ресурсы
1ч.
Написание
сюжета
мультфильма, Ноутбук,
распределение ролей между детьми, мультимедийное
заучивание реплик персонажей.
оборудование.
1ч.
3.Строим
декорации из
лего.
1ч.
4.
1ч.
мотор!
Тема
1.Лего-мультфильм
«Я - строитель».
2.Выбираем
персонажей.
3.Строим
декорации из лего.
4.Камера-мотор!
Тема
1.Лего-мультфильм
Съемка мультфильма по самостоятельно
Ноутбук,
придуманному сценарию.
мультимедийное
Просмотр
мультфильма,
обсуждение оборудование.
проделанной работы.
Октябрь
Содержание
2.Выбираем
персонажей.
Камера-
своего персонажа и попробовать их конструктора лего.
обыграть.
Озвучить свой собственный мультфильм.
Ноутбук,
мултимедийное
оборудование.
Подбор персонажей из конструктора лего Наборы
по сюжету мультфильма. Обыгрывание конструктора лего.
сюжета.
Изготовление и постановка декораций из Наборы
конструктора лего в соответствии с конструктора лего.
сюжетом.
Съемка мультфильма по заранее
написанному сюжету. Озвучивание и
монтаж мультфильма. Просмотр
мультфильма, обсуждение проделанной
работы.
Ноябрь
Объем
Содержание
времени
1ч.
Написание
сюжета
мультфильма,
распределение ролей между детьми,
заучивание реплик персонажей.
1ч.
Подбор персонажей из конструктора лего
по сюжету мультфильма. Обыгрывание
сюжета.
1ч.
Изготовление и постановка декораций из
конструктора лего в соответствии с
сюжетом.
Съемка мультфильма по заранее
1ч.
написанному сюжету. Озвучивание и
монтаж
мультфильма.
Просмотр
мультфильма, обсуждение проделанной
работы.
Объем
времени
1ч.
Написание
Декабрь
Содержание
сюжета
23
Ноутбук,
мултимедийное
оборудование.
Образовательные
ресурсы
Ноутбук,
мултимедийное
оборудование.
Наборы
конструктора лего.
Наборы
конструктора лего.
Ноутбук,
мултимедийное
оборудование.
Образовательные
ресурсы
мультфильма, Ноутбук,
распределение ролей между
заучивание реплик персонажей.
«Морские
приключения».
2.Выбираем
персонажей.
1ч.
3.Строим декорации
из лего.
1ч.
4.Камера-мотор!
1ч.
Тема
1.Лего-мультфильм
«Мы не ели, мы не
пили бабу снежную
лепили».
3. Создание
декораций.
1ч.
4.Камера-мотор!
1ч.
2.Выбираем
персонажей
3.Строим декорации
из лего.
4.Камера-мотор!
Наборы
конструктора лего.
Наборы
конструктора лего.
Ноутбук,
мултимедийное
оборудование.
Объем
Образовательные
времени
ресурсы
1ч.
Написание
сюжета
мультфильма, Ноутбук,
распределение ролей между детьми, мултимедийное
заучивание реплик персонажей.
оборудование.
1ч.
1.Лего-мультфильм
«Лесные жители»
Подбор персонажей из конструктора лего
по сюжету мультфильма. Обыгрывание
сюжета.
Изготовление и постановка декораций из
конструктора лего в соответствии с
сюжетом.
Съемка мультфильма по заранее
написанному сюжету. Озвучивание и
монтаж мультфильма. Просмотр
мультфильма, обсуждение проделанной
работы.
Январь
Содержание
2.Выбор персонажей,
Тема
детьми, мултимедийное
оборудование.
Подбор персонажей из конструктора лего
по сюжету мультфильма. Обыгрывание
сюжета.
Изготовление и постановка декораций из
конструктора лего и художественного
материала в соответствии с сюжетом.
Съемка мультфильма по заранее
написанному сюжету. Озвучивание и
монтаж мультфильма. Просмотр
мультфильма, обсуждение проделанной
работы.
Февраль
Содержание
Объем
времени
1ч.
Написание
сюжета
мультфильма,
распределение ролей между детьми,
заучивание реплик персонажей.
1ч.
Подбор персонажей из конструктора лего
по сюжету мультфильма. Обыгрывание
сюжета.
1ч.
Изготовление и постановка декораций из
конструктора лего в соответствии с
сюжетом.
Съемка
мультфильма
по
заранее
1ч.
написанному сюжету.
Озвучивание и
монтаж
мультфильма.
Просмотр
мультфильма, обсуждение проделанной
работы.
24
Наборы
конструктора лего.
Наборы
конструктора лего и
художественный
материал.
Ноутбук,
мултимедийное
оборудование.
Образовательные
ресурсы
Ноутбук,
мультимедийное
оборудование.
Наборы
конструктора лего.
Наборы
конструктора лего.
Ноутбук,
мультимедийное
оборудование.
Тема
Март
Содержание
Объем
времени
1.Лего-мультфильм
1ч.
Написание
сюжета
мультфильма,
«Зоопарк».
распределение ролей между детьми,
заучивание реплик персонажей.
2.Выбор персонажей.
1ч.
Подбор персонажей из конструктора лего
по сюжету мультфильма. Обыгрывание
сюжета.
3.Создание декораций.
1ч.
Изготовление и постановка декораций из
конструктора лего в соответствии с
сюжетом.
Съемка мультфильма по заранее
4. Камера-мотор!
1ч.
написанному сюжету. Озвучивание и
монтаж мультфильма. Просмотр
мультфильма, обсуждение проделанной
работы.
Тема
1.Лего-мультфильм
«Козленок»
2.Выбор персонажей.
3.Строим декорации
из лего.
4.Камера-мотор!
Тема
1.Лего-мультфильм
«Кораблик».
2.Выбор персонажей.
3.Строим декорации
из лего.
4.Камера-мотор!
Апрель
Содержание
Объем
времени
1ч.
Написание
сюжета
мультфильма,
распределение ролей между детьми,
заучивание реплик персонажей.
1ч.
Подбор персонажей из конструктора лего
по сюжету мультфильма. Обыгрывание
сюжета.
1ч.
Изготовление и постановка декораций из
конструктора лего в соответствии с
сюжетом.
Съемка
мультфильма
по
заранее
1ч.
написанному сюжету.
Озвучивание и
монтаж
мультфильма.
Просмотр
мультфильма, обсуждение проделанной
работы.
Май
Объем
Содержание
времени
1ч.
Написание
сюжета
мультфильма,
распределение ролей между детьми,
заучивание реплик персонажей.
1ч.
Подбор персонажей из конструктора лего
по сюжету мультфильма. Обыгрывание
сюжета.
1ч.
Изготовление и постановка декораций из
конструктора лего в соответствии с
сюжетом.
Съемка мультфильма по заранее
1ч.
написанному сюжету. Озвучивание и
25
Образовательные
ресурсы
Ноутбук,
мультимедийное
оборудование.
Наборы
конструктора лего.
Наборы
конструктора лего.
Ноутбук,
мултимедийное
оборудование.
Образовательные
ресурсы
Ноутбук,
мультимедийное
оборудование.
Наборы
конструктора лего.
Наборы
конструктора лего.
Ноутбук,
мултимедийное
оборудование.
Образовательные
ресурсы
Ноутбук,
мултимедийное
оборудование.
Наборы
конструктора лего.
Наборы
конструктора лего.
Ноутбук,
мултимедийное
монтаж мультфильма. Просмотр
мультфильма, обсуждение проделанной
работы.
Тема
1.Конкурсы, выставки
Тема
1.Выставки,
совместные
просмотры.
Тема
1.Музей
мультипликации
Объем
времени
2ч.
Июнь
Содержание
Создание
благоприятных
условий
для
развития творческого потенциала детей,
формирования личности ребенка через
освоение
различных
видов
анимации,
поддержка талантливых детей. Выявление
художественно-изобразительных способностей
детей. Совместный просмотр получившихся
мультфильмов.
Июль
Объем
Содержание
времени
2ч.
Обсуждение с детьми того, что нового они
узнали,
чему
научились.
Создание
презентации по проекту для коллег и
родителей. Вместе с детьми выпускают
стенгазету с фотографиями проекта.
Размещается информация на сайте.
оборудование.
Образовательные
ресурсы
Различные
художественные
материалы
инструменты.
мультимедийное
оборудование.
Образовательные
ресурсы
Различные
художественные
материалы
инструменты.
мультимедийное
оборудование.
Август
Содержание
и
Объем
Образовательные
времени
ресурсы
2ч.
Создание музея мультипликации в группе Материалы
из творческих работ детей, созданных в созданных
процессе съемки мультфильмов. Создание мультфильмов.
медиатеки для группы.
Планируемые результаты:
Ребенок активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной
деятельности;
Ребенок использует разные способы выражения своего отношения к окружающему миру в
продуктивной деятельности;
Ребенок проявляет воображение, фантазию;
Ребенок откликается на интересные декоративно-оформительские решения, замечает новые
красивые предметы в окружении;
Ребенок самостоятельно применяет умения и различные средства;
Ребенок проходит успешную социализацию;
и
Развиваются навыки общения и коммуникации (вербальной и невербальной).
Приложение 3
Рабочая программа воспитания
26
Пояснительная записка
Актуальность
Сегодня активно обсуждается проблема воспитания. В рамках Федерального проекта
«Образование» предусмотрена реализация национального проекта «Успех каждого ребенка».
Обращаясь к Федеральному собранию, В. В. Путин отметил: «Каждый ребенок одарен и
раскрыть его способности – наша задача. В этом – успех России».
Данная программа воспитания направлена на приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а
также решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и
налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная
программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их
совместной с детьми деятельности.
Развитие творческих начал в человеке является движущей силой формирования личности,
так как развитие творческих способностей должно быть сопряжено с формированием высокой
духовности, высокой нравственности. В нашем обществе основными критериями отношения к
труду, людям, окружающему миру всегда были, есть и будут нравственные критерии, без
которых невозможно дать настоящую оценку даже самому яркому профессиональному
мастерству, ведь нравственность является основой человеческих взаимоотношений, жизни
человека в обществе.
Программа воспитания обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года
№ 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» При составлении Программы воспитания
использованы «Примерная программа воспитания» (одобрена решением Федерального учебнометодического объединения по общему образованию Министерства просвещения России
(протокол от 2 июня 2020 года № 2/20), внесена в Реестр примерных основных
общеобразовательных программ и размещена на сайте https://fgosreestr.ru/, «Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Программа воспитания направлена на решение вопросов гармоничного вхождения
воспитанников в социум и налаживания взаимоотношений с окружающими их людьми.
Цель, задачи и особенности организуемого воспитательного процесса
Цель воспитания – создание условий для формирования социально-активной, творческой,
нравственно и физически здоровой личности; поддержка инициатив и достижений обучающихся.
Задачи воспитания:
1. Научить обучающихся применять современные инновационные технологии,
направленные на успешную социализацию личности;
2. Способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе,
способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир;
3. Развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной
деятельности;
4. Развивать
инициативность,
любознательность,
способность
к
творческому
самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую
активность обучающихся в различных видах деятельности.
Основными традициями воспитания в детском саду является «Событие», ориентированное
на формирование ценностного отношения к Родине, семье, труду, творчеству, через которые
осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов.
Важной чертой каждого «События» и большинства используемых для воспитания других
совместных дел педагога и обучающегося является коллективная разработка, коллективное
планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов.
Отношения между взрослыми и обучающимися строятся на основе интеграции опыта,
обмена творческими достижениями и их презентации, взаимодействии и сотрудничестве.
27
Ключевой фигурой воспитания является руководитель студии, реализующий по
отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в
разрешении конфликтов) функции и при необходимости выполняющий роль наставника.
Формы реализации программы
В воспитании детей 5-7 лет: создание благоприятных условий для усвоения детьми через
игру социально значимых знаний, основных норм, традиций и правил поведения в том обществе,
в котором они живут, формирования представлений о ценностях: Родина, семья, здоровье,
творчество.
Используются основные формы:
1.Коллективные: тематические праздники, спектакли, музыкальные композиции, ярмарки,
фестивали, парады, акции, виртуальные экскурсии, экскурсии.
2.Групповые: конкурсы, выставки.
3. Индивидуальные: беседы, консультации.
Адресат программы
Рабочая
программа
воспитания
предназначена
для
обучающихся Арт-студии авторского мультфильма «Карусель» в возрасте
5-7 лет.
Данная программа воспитания рассчитана на один учебный год.
Планируемые результаты реализации программы воспитания
1. Применяют современные инновационные технологии, направленные на успешную
социализацию личности в обществе.
2. Активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
3. Воспитание социально-личностных качеств детей, умеющих мыслить неординарно и
творчески;
4. Развитие инициативности, любознательности, способности к творчеству, стимулирование
коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах
деятельности.
Приложение 4
Календарный план воспитательной работы
№
Мероприятие
п/п
1. Ярмарка «Осень на
Урале»
2.
Чтение сказки «Заяц и
ёж»
3.
Просмотр видеоролика
«Стройка»
4.
Праздник «Новый год»
Содержание
Расширять представление детей об осени:
сезонных изменениях в природе, одежде
людей. Знакомить с особенностями
поведения лесных животных и птиц
осенью, с правилами безопасного
поведения в природе.
Воспитывать вежливость и уважение к
окружающим; воспитывать нравственные,
гуманные чувства детей.
Воспитывать
гражданско-патриотические
чувства.
Формировать
гражданскопатриотические
чувства.
Формировать
представление детей о профессиях на
стройке.
Расширять
знания
28
детей
о
такой
Сроки
проведения
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
5.
Чтение сказки «Три
поросенка»
6.
V Всероссийский
конкурс для детей
дошкольного возраста
«Первые шаги в науку»
- 2023 (номинация
«творчество»)
Праздник «День
защитника Отечества»
7.
8.
Презентация «Мой
родной город»
9.
II
Всероссийский
детский
конкурс
анимации
«Мир
мультфильмов»
10.
11.
12.
13.
14.
Межрегиональный
конкурс
«Эврика!
Исследуем и открываем
мир!»
Праздник «День
Победы»
Акция «Бессмертная
эскадрилья»
Акция «Голубь мира»
Фестиваль авторского
мультфильма «ЖарПтица»
профессии
как
звукооператор.
Формировать
этические
нормы
в
межличностном общение.
Воспитывать вежливость и уважение к
окружающим; воспитывать нравственные,
гуманные чувства детей.
Январь
Реализация
проекта
«Мультфильм
своими руками». Виртуальная экскурсия
на мультстудию.
Январь-апрель
Обучить
основам
изобразительной
грамоты
(лепки)
и
формировать
художественные знания, умения и
навыки. Дать сведения российской
армии, Родине, военной технике
Февраль
Систематизировать и обобщать знания детей
о городе: названии, достопримечательностях.
Вызывать чувство восхищения красотой
родного города. Воспитывать любовь к
родному городу и чувство гордости за него.
Предоставление
деятельности.
Воспитывать
терпимость,
взаимопомощь
продукта
совместной
Март
Март-апрель
доброжелательность,
понимание,
уважение,
Предоставление
деятельности.
продукта
совместной
Воспитывать
доброжелательность,
терпимость,
понимание,
уважение,
взаимопомощь.
Обобщить и систематизировать знания детей
о подвиге наших соотечественников в годы
Великой Отечественной войны. Воспитывать
патриотические чувства
Презентация мультфильмов взрослым и
сверстникам. Воспитывать у детей
любознательность, умение представлять
свой
продукт.
Формировать
эмоционально-ценностное отношение к
окружающему миру.
29
Апрель
Май
Май