Краткая презентация Адаптированной основной общеобразовательной
программы – образовательной программы дошкольного образования в
группах компенсирующей направленности для обучающихся с
задержкой психического развития(ЗПР) МБДОУ Детский сад № 8
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее Программа) разработана в соответствии с приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
дошкольного
образования
для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья» и приказом Министерства образования и науки РФ
от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» (далее - Стандарт).
Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются
следующие нормативно-правовые документы:
‒ Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года»;
‒Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся»;
‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в
Российской Федерации»;
‒ распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №
999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
‒ федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г.
№ 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8
ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г.,
регистрационный № 72264);
‒ федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного
образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября
2022 г. № 1022, зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2023 г.,
регистрационный № 72149);
‒ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным
программам
дошкольного
образования
(утверждена
приказом
Минпросвещения России от 31 июля
2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г.,
регистрационный № 59599);
‒ Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодѐжи (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28,
зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный №
61573);
‒ Устав МБДОУ Детский сад №8;
‒ Программа развития МДОУ;
Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает
развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения
и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и
физиологических особенностей, в том числе достижение детьми
дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для
успешного освоения ими образовательных программ начального общего
образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного
возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов
деятельности.
Стандарт определяет инвариантные цели и ориентиры разработки
адаптированных основных образовательных программ дошкольного
образования, а Программа предоставляет примеры вариативных способов и
средств их достижения.
Программа является документом, в соответствии с которым
организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне
дошкольного образования (далее - Организации) самостоятельно
разрабатывают и утверждают адаптированные образовательные программы
дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического
развития (далее – АОП ДО ЗПР).
По
своему
организационно-управленческому
статусу
данная
Программа, реализующая принципы Стандарта, имеет модульную структуру.
Программа раскрывается через представление общей модели
образовательного процесса в образовательных организациях, возрастных
нормативов развития, общих и особых образовательных потребностей,
обучающихся с задержкой психического развития, определение структуры и
наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях.
Образовательные области, содержание образовательной деятельности,
равно как и организация образовательной среды, в том числе предметнопространственная и развивающая образовательная среда, выступают в
качестве модулей, из которых создается основная образовательная
программа Организации. Модульный характер представления содержания
Программы позволяет конструировать адаптированные основные
образовательные программы дошкольной образовательной организации для
обучающихся с задержкой психического развития.
Структура Программы в соответствии с требованиями Стандарта
включает три основных раздела - целевой, содержательный и
организационный.
Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и
планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи,
принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты
ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной
деятельности
по
пяти
образовательным
областям:
социальнокоммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы,
способы, методы и средства реализации программы, которые отражают
аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая
образовательная среда; характер взаимодействия со педагогическим
работником; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений
ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной
деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития
обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы).
Программа определяет базовое содержание образовательных областей
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в
различных видах деятельности, таких как:
1. Предметная деятельность.
2. Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).
3. Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим
работником и
другими детьми).
4. Познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и
социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а
также такими видами активности ребенка, как: восприятие художественной
литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд
(в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая
конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и
понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкальноритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
двигательная (овладение основными движениями) формы активности
ребенка.
Содержательный раздел Программы включает:
-описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития и психофизическими особенностями ребенка с ЗПР;
-описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы с учетом психофизических, возрастных и индивидуальнопсихологических особенностей, обучающихся с ЗПР, специфики их
образовательных потребностей, мотивов и интересов;
-программа коррекционно-развивающей работы с детьми, описывающая
образовательную деятельность по коррекции нарушений развития
обучающихся с ЗПР.
Кроме того, в обязательной части содержательного раздела Программы
представлены:
-особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик;
-способы и направления поддержки детской инициативы;
-особенности взаимодействия педагогического коллектива с детьми с ЗПР;
-особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников.
Организационный раздел программы содержит психологопедагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка той или иной
нозологической группы, особенности организации развивающей предметнопространственной среды, федеральный календарный план воспитательной
работы с перечнем основных государственных и народных праздников,
памятных дат в календарном плане воспитательной работы Организации.