НОД Конструируем сказку для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми.
Тема: « Конструируем сказку» (этап подбора или сочинения истории, сюжета)
Возраст: 5-6 лет, старшая группа
Форма организации: подгрупповая
Средства: зрительный ряд – набор предметных картинок, иллюстрирующих предметы или героев известных детям сказок,
салатник, большая ложка, поварские колпаки, макет сказочной книги со схемой-подсказкой «Салат из сказок».
Раздаточный материал: карточки-схемы Проппа.
Цель: развитие речевого творчества дошкольников.
Образовательные задачи:
Обучающие задачи:
– совершенствовать знания детей о содержании сказок;
– освоение умения сочинять сказку на основе новой речевой игры «Салат из сказок»
Развивающие задачи:
– развивать образное, логическое мышление, фантазию и творческие способности детей;
– развивать активный словарь, выразительность речи дошкольников;
Воспитательные задачи:
– воспитывать навыки доброжелательного отношения в среде сверстников в процессе совместной деятельности;
– воспитывать интерес к художественной литературе, уважение к духовным и нравственным ценностям.
Планируемый результат:
– Дети должны приходить к самостоятельному решению проблемных игровых ситуаций;
– Учиться давать аргументированные ответы на вопросы;
– Коллективно высказывать свои идеи, приходящие к одному выбору;

– Проявление навыков к умению сочинять новые сказки.
– Закрепить умения ценить свой вклад в процесс достижения результатов.
Ход деятельности
Этапы работы

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников,

(описание методов, приемов)

выполнение которой
приведет к достижению
запланированных
результатов

1

2

3

4

I. Мотивация к

Ребята, сегодня у нас в гостях профессор Рассказкин. Значит, сегодня мы будем…

Создание игровой

Дети самостоятельно

деятельности

правильно – сочинять новую историю!

мотивационной ситуации

предполагают виду будущей

Цель – включение

Интересно, что же он нам приготовил на этот раз? А вам интересно?

через представление игрового

деятельности

детей в

персонажа

деятельность на
личностнозначимом уровне
II. Поиск,

Открывай свой чемоданчик, профессор, мы готовы.

Стимулирование общения,

Самостоятельное решение

решение задачи,

Достаем из чемодана набор картинок, карточки-схемы Проппа, салатник и

любознательности детей.

проблемной игровой

проблемы

большую ложку, поварские колпаки.

Создание проблемной

ситуации.

Цель – опора на

Хм, чтобы это значило? Ребята, для чего нужны салатник, ложка и колпак повара?

ситуации.

опыт детей,

Профессор, мы что, сегодня не будем сочинять сказку? Мы будем готовить? Тогда

Поддержание детской

необходимый для

где же продукты? Здесь только карточки? Ты сегодня очень странный, профессор.

инициативы.

«открытия нового

Раскладываем на столе карточки из сказок.

знания»

Ребята, вам это ничего не напоминает? У вас есть какие-то предложения? Точно!
Это же герои сказок. Давайте их все вспомним.
Игра «Угадай, из какой сказки»
1. Кто встретился на пути Красной Шапочки? Волк был злой или добрый? А если

Использование приема

Включение в игру,

бы Красной Шапочке встретился заяц, то чтобы могло случиться?

технологии развития

аргументированные ответы

2. Каким волшебным свойством обладало зеркало? Если бы ты был волшебником,

критического мышления

на вопросы.

каким волшебным свойством ты бы наделил зеркало?

«Толстые и тонкие вопросы».

3. А какие вы знаете сказки, где волк является помощником главного героя? А

Педагог предлагает детям

если бы Серый волк встретился с Буратино, как бы он ему смог помочь?

взять любую из картинок,

4. Зачем капризной принцессе понадобились подснежники? А если бы их

назвать ее и из какой сказки

попросила Баба Яга, то для чего?

герой или предмет, ответить

5. Баба Яга в этой сказке добрая или злая, а если бы она стала доброй, то что бы

на вопрос по содержанию

сделала?

сказки, предложенный

Мы с вами молодцы, один ребус профессора Рассказкина мы решили. Но я до сих

педагогом.

пор не могу понять, зачем нам салатник, ложка и колпаки? А вы не догадались?

Данные вопросы, нацелены на

Настала пора открыть энциклопедию профессора Рассказкина.

тренировку воображения

Раскрывает книгу, в которой описан рецепт приготовления «Салата из сказок» в

дошкольников. Высказанные

виде схемы.

предложения детей помогут
им на следующем этапе
занятия по сочинению сказки.

Решение проблемной ситуации «Секрет рецепта»

Педагог предлагает детям

Дети решают проблемную

Ребята, посмотрите, профессор Рассказкин предлагает нам рецепт приготовления

раскрыть секрет рецепта

ситуацию, выдвигают свои

сказки. Но что он означает? Вы догадались? Давайте попробуем вместе

«Салат из сказок» с опорой на

предположения. Приходят к

разобраться. Нужно смешать героев из разных сказок, выбрать несколько и

схему подсказку

единому мнению.

придумать новую сказку с участием разных сказочных героев.
Ну вот, с рецептом мы разобрались. Пришла пора приступить к делу. Вы готовы?
Давайте, скажем волшебные слова! Вокруг себя три раза повернись и в сказочного
поваренка превратись! Вращайтесь, вращайтесь и превращайтесь!
III. Планирование

Поможет нам сочинить сказку наш любимый конструктор сказок.

Организация планирования

Планируют ход истории,

деятельности.

Давайте вспомним, что означает каждый символ конструктора. Замечательно!

деятельности по сочинению

ориентируясь на карточки

Совместное

истории с помощью

подсказки.

обсуждение

конструктора сказок (карты

решения задачи,

Проппа).

проблемы

Осталось только выбрать героев нашей будущей сказки и сочинить новую. Но у

Поддержка самостоятельного

Высказывают свои идеи,

Цель –

нас очень много сказок, а для того чтобы салат получился вкусным, нам

выбора детей о способе

приходят к одному выбору.

совместное

понадобятся не все. Итак, как мы будем выбирать «ингредиенты» нашего «Салата

отбора и количества карточек

определение

из сказок»? С закрытыми глазами с помощью считалки достать из салатника

для будущей сказки

конкретных

картинки, перевернуть картинки и перемешать. А сколько картинок достанем?

действий

Дети достают картинки.
Ну вот, у нас с вами есть необходимые ингредиенты, теперь посовещавшись,
нужно составить сказку.

IV. «Открытие»

Детям предлагается составить сказку. Пока дети работают педагог контролирует

Педагог напоминает

Дети коллективно в процессе

ребенком нового

работу детей, если необходимо подсказывает.

последовательность

обсуждения приходят к

знания, освоения

сочинения сказки.

одному сюжету сказки

умения, способа

Подсказывает детям

деятельности.

необычный ход действие

Цель – развитие

через предложение вопросов:

связной речи,

«А если злой герой станет

умений

добрым (или наоборот)», «А

составлять

кто может подарить этот

творческий

предмет?», «А где все это

рассказ

произошло?» и т.д.
Ну что, сказка готова? Тогда я предлагаю рассказать вашу новую сказку.

Педагог инициирует

Дети принимают участие в

Подумайте, кто из вас за кого из героев сказки будет говорить, а кто будет

выразительность речи детей в

выразительном пересказе

говорить за автора

процессе разыгрывания

собственной сказки,

диалогов

самостоятельно делят роли.
Дети следят за
последовательностью
действий сказки, при
необходимости поправляют.

V. Самоконтроль

Получилось сочинить новую сказку с помощью рецепта, предложенного

Соотнесение продукта, результата деятельности с

профессором Рассказкиным? Что еще вам помогло в сочинении сказки? Можно

намеченным планом

вашу новую сказку превратить в мультфильм?
VI. Рефлексия,

Сегодня профессор Рассказкин познакомил нас с еще одной игрой, которая

Стимулирование детей к

Самооценка детьми своего

анализ.

помогла сочинить сказку, она так и называется «Салат из сказок». Что было

самоанализу и самооценке.

вклада в процесс достижения

Цель – осознание

трудно? Понравилась ли вам наша сказка? Кто придумал начало сказки? Кто

Совместная с детьми оценка

детьми своей

предложил интересные идеи? Чтобы вы в ней изменили или добавили?

процесса и результата

деятельности
VII. Открытость

результата

деятельности.
Итак, у нас с вами есть новая сказка и мы решили, что ее можно превратить в

Обсуждение с детьми

Представление альбома с

театр. Какой следующий этап нашей работы? Изготовление персонажей и

продолжения работы

эскизами.

декораций. Конечно, будем делать героев нашей сказки. Скажите, а какой
материал для будущих героев нам лучше всего использовать? Почему? Тогда я
предлагаю рассмотреть разные иллюстрации в книгах, выбрать наиболее
интересные и сделать альбом с будущими эскизами наших героев в виде картинок
из книг.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».