Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 8 (МБДОУ Детский сад № 8) Конспект непосредственнообразовательной деятельности по патриотическому воспитанию в старшей группе «Мой край родной» (Методическая разработка) ФИО автора: Королева Анна Ивановна Место работы: МБДОУ Детский сад № 8 телефон 8(34343)2-00-81 Должность: воспитатель Электронный адрес: anna-martyshauskas@mail.ru Телефон: 8-953-380-46-43 городской округ Красноуральск, 2022 Пояснительная записка. Экономические и политические изменения повлекли за собой снижение воспитательных воздействий культуры России и образования, которые считаются важнейшими факторами формирования патриотических чувств. У детей все больше снижается патриотическое сознание, что повлечет деформацию в воспитании подрастающего поколения. Именно поэтому, необходимо возрождать патриотическое воспитание. Как можно чаще и больше углублять детей в историю нашей страны, знакомить их с нашими традициями, символами. Если мы хотим жить в светлой, богатой культурными ценностями, процветающей стране, нам нужно воспитывать патриотов своей Родины. Нужно, что бы дети любили свою семью, край, в котором они рождаются и вырастают, свою страну, свою Родину. Воспитывать патриота в душе нужно начинать уже с раннего возраста. И если с детства детям предоставлять эти понятия и знания, прививать любовь и уважение к своей Родине, к своей стране, то они будут делать все для своей страны, для ее дальнейшего процветания. Считаю, что данный конспект способствует развитию чувства гордости, уважения к своей стране. Дети гордятся тем, что именно к ним обратился сказочный герой за информацией о нашей Родине. Это говорит о том, что они обладают достаточной информацией и могут проявить свою отзывчивость. А в дальнейшем проявят интерес к нашему государству, стране. Захотят узнать еще больше о нашей Родине, так как появится возможность поделиться ею со сказочным героем. Цель: сформировать уважительное отношение и любовь к Родине, нашей стране. Задачи: - развитие представлений о нашей стране, Родине; сформировать первоначальное представление о народах, которые ее населяют; - закрепить способ практического применения полученной информации в игровой деятельности; - способствовать тому, что бы у детей развился познавательный интерес к нашей стране; - развить у ребят чувство любви и гордости к своей Родине. Оборудование: письмо с конвертом от домовенка Кузи, круг мира и дружбы, колокольчик, иллюстрации с картой, природой, символикой России, аудиозапись гимна России, бумажные куклы и различные наряды разных национальностей, фломастеры для записи слов, сундук. Планируемые результаты: - дети будут знать народ, который проживает в России; - умеют отразить в продуктивной деятельности знания о своей стране; - будут уметь классифицировать, синтезировать и анализировать объекты по разным признакам, на основе знаний о Родине; - имеют представление о национальном костюме русских, части украшений, определяют сходства и различия; - будут ориентироваться в карте России, находить месторасположение нашей страны; - соблюдают установленные правила в общении: мы говорим по одному, не перебиваем, слушаем внимательно друг друга. - приобретут умение в обсуждениях высказывать свою точку зрения, рассказывать про свои открытия, умеют обменяться теми знаниями, которые приобрели. Возраст детей: 5 – 6 лет Методы: беседы о родной стране, рассматривание и обсуждение иллюстраций,игра,приучение, руководство деятельностью. Форма проведения: непосредственно-образовательная деятельность. Области применения: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие. Конспект непосредственно образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в старшей группе «Мой край родной». Ход НОД: На полу лежит разноцветный круг, украшенный яркими цветами. Воспитатель стоит около круга и звенит в звоночек. Входят дети, распределяются вокруг круга. -Добрый день, мальчики и девочки! Как ваше настроение? (ответы детей). - Скажите пожалуйста, что вы видите? - Круг с цветочками. - Ребята, это круг мира и дружбы! И стоять в нем могут только те, кто умеет дружить, кто уважает других, кто любит мир, а еще те, кто всегда придет на помощь ближнему. А вы, ребята, умеете дружить? Вас можно назвать отзывчивыми? - ДА, ДА, ДА! - Отлично! Я очень надеюсь, что сегодня и завтра и всегда мы останемся такими же дружными, всегда будем помогать друг другу и уважать. - Ребята, посмотрите, нам прислали письмо с надписью «Важно!». Давайте его прочитаем, что же там за важная информация?! В середине круга лежит конверт с письмом. Берем и разворачиваем. Воспитатель читает письмо. «Приветствую Вас, дети старшей группы! Пишет вам Домовенок Кузя. Недавно мы с Нафаней сидели и пили чай, как вдруг он задал мне вопрос: «А что ты знаешь о России и нашей стране?». Мне стало так грустно, потому что я не смог ему ответить, ведь я и сам не знаю ответа на этот вопрос, так как всегда нахожусь в своей избушке. После ухода Нафани я начал искать ответ. К сожалению, в своей избушке я не смог отыскать нужных книг по этой теме. И тут я вспомнил о вас, друзья! Я знаю, что у вас очень много иллюстраций, альбомов, игр, книг на эту тему. Вам много чего рассказывали о том, какая наша страна. Очень прошу вас мне помочь и прислать мне сундучок с информацией о нашей стране, которой я поделюсь с Нафаней! Заранее благодарю!» - Ну что, ребята, поможем Кузе? - Конечно, поможем! Ведь мы, очень много знаем по этой теме! - А как именно вы сможете ему помочь? - Мы сможем нарисовать рисунки, подобрать иллюстрации, записать наши рассказы, а после всего пополнить сундучок и отправить его Кузе. -Прекрасно, ребята! Предлагаю сегодня вспомнить всю информацию о России, которую вы знаете. Обсудить всё, что касается нашей страны. Слова, которые относятся к нашей теме, я буду записывать на листок, и к каждому слову мы будем подбирать иллюстрацию, для того, что бы Кузя понял, что именно изображено на иллюстрациях. Воспитатель достает карту мира и вывешивает ее на стенд. - Что это такое, дети? - Карта. - Что изображено на карте и для чего она нужна? - Моря, горы, реки, города, страны и так далее. Для того, что бы ориентироваться. - А кто мне сможет показать, где именно находится наша страна и как она называется? - Россия. Дети показывают, где расположена наша страна. - Посмотрите внимательно и скажите, отличается ли наша страна от других? - Отличается. Она больше остальных по размеру. - Все верно. Наша Родина – Россия самая великая и большая страна. Воспитатель пишет слово Россия на карте, где изображена наша страна. - И вот наше первое слово и первая иллюстрация отправляется в наш сундучок. - Ребята, а как называются люди, которые живут в России? - Россияне. - Все верно. Но на территории России кроме русского народа живет еще очень много и других разных народов: ханты, башкиры, татары и другие. И теперь я предлагаю вам поиграть в игру. Игра «Выбери одежду для россиян» (с куклами из бумаги). Предлагаются две бумажные куклы разного пола выбрать среди остальных нарядов разных национальностей именно русские костюмы. Вот у нас появилось и второе слово с нашими куклами в нарядах «Русские». - А кто мне скажет, есть ли в нашей стране руководитель? - Да, есть. - А как же его называют? - Президент. - Все верно, ребята. Нашей страной правит президент Владимир Владимирович Путин. Теперь у нас появилось третье слово с изображением нашего правителя, который управляет всей страной и решает важные дела. На столе лежит дидактические настольно-печатные игры с изображениями. Воспитатель предлагает детям собрать их и узнать, что же изображено там. Дети приступают к сборке. - Ребята посмотрите, что же у вас получилось? Что это за картинки? - Флаг и герб России. - Конечно, все верно. А вы знаете, что же они обозначают? - Это государственные символы. У каждой страны флаг и герб отличаются. У нас флаг трехцветный: белый, синий и красный. - Правильно. Белый цвет обозначает мир и чистоту нашей страны. Что наша Россия ни с кем не воюет, сохраняет миролюбие. Синий цвет означает веру и честность. Наш народ верен своей стране, любит ее. Красный цвет означает, что наша страна сильна и мужественна. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Найди свой герб». - Вы правильно выбрали герб нашей страны. Герб является отличительным символом нашего государства. Он объединяет весь народ нашей страны. Именно на нем старались изобразить то, что было особенно важно для страны. Кладем в сундучок четвертое и пятое слово с иллюстрациями флага и герба нашей страны. - Ребята, как мне кажется, мы достаточно собрали информации в наш сундук, нужно отправлять его домовенку Кузе и Нафане. Дети напоминают воспитателю про гимн нашей страны. - Действительно, ребятки, мы забыли указать еще один символ нашей страны – это гимн. Что же такое гимн? - Это самая главная песня России, нашей страны. Его слушают всегда стоя, потому что тем самым выражают уважение к государству, нашей стране. Играют его на различных соревнованиях, военных парадах, при встрече с президентом и так далее. - Предлагаю вам встать и прослушать наш гимн, а аудиозапись так же положить в сундучок, и отправить Кузе. Воспитатель включает аудиозапись гимна России, дети встают и слушают. Далее запаковывают сундук и отправляют домовенку Кузе. - А теперь, дети, я предлагаю присесть на подушки в наш круг мира и дружбы и обсудить нашу проделанную работу. - Как вы думаете, мы справились с заданием, вы довольны своей работой? - Что вам больше всего запомнилось и понравилось? - Что бы делал Кузя, если бы мы не смогли ему помочь? - Теперь, когда Кузя узнает столько информации о нашей стране, будет ли он гордиться нашей Родиной? - Какую бы вы еще собрали информацию для Кузи, что бы отправить ему в следующий раз? Дети анализируют и отвечают на вопросы.