Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 8 (МБДОУ Детский сад № 8) 624330 Свердловская область, г. Красноуральск, ул. Белинского, 10 УТВЕРЖДЕНА ПРИНЯТА Педагогическим советом Протокол № 1 «27» августа 2020г. приказом МБДОУ Детский сад № 8 от 27.08.2020 г. № 13-ОД Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник» для детей от 5 до 7 лет Срок реализации 1 год Разработала: Зиновьева Юлия Сергеевна, воспитатель городской округ Красноуральск 2020 год Содержание 1. Комплекс основных характеристик 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы 7 1.3. Содержание общеразвивающей программы 9 1.3.1. Учебный (тематический) план 9 1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана 12 1.4. Планируемые результаты 21 2. Комплекс организационно-педагогических условий 22 3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 24 4. Список литературы 27 2 1.Комплекс основных характеристик 1.1.Пояснительная записка Направленность. Программа имеет художественную направленность, так как ориентирована на развитие творческих способностей детей, познание искусства и культуры, приобретение навыков освоения художественными материалами. Дополнительная общеобразовательная программа по изобразительному искусству нацелена на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Настоящая программа разработана на основе парциальной программы «Цвет творчества» автор Дубровская Н.В., Санкт-Петербург, Издательство Детство - Пресс, 2019. Актуальность программы состоит в том, что творчество необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощущать незабываемые положительные эмоции, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Эта программа создает прочную основу для дальнейшей творческой деятельности человека. На первом этапе она способствует накоплению опыта, определенных знаний и умений, развивает мыслительную деятельность мозга, а затем использует этот опыт для развития и формирования творческих способностей у детей. 3 Дополнительная общеобразовательная программа составлена на основе следующих нормативных документов: -Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г. № 678-р) (далее - Концепция развития дополнительного образования детей). - Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». -Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273). -Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам). - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (далее – СанПиН). - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 4 Отличительные особенности программы. Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у дошкольников развиваются творческие начала. В структуру программы входят два образовательных блоков: теория, практика. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умению создавать (авторские модели), или в основе практической работы лежит выполнение творческих заданий. Для того чтобы подвести учащихся 5-7 лет, к освоению навыков, предлагается нетрадиционный метод рисования. Программа адресована. Программа адресована детям от 5 до 7 лет. Дети способны на стартовом уровне выполнять предлагаемые задания, которые входят в общеобразовательную программу. Программа адресована девочкам и мальчикам от 5 до 7 лет. Возрастные особенности детей в изобразительной деятельности В старшей группе (5-6 лет) дошкольного учреждения эмоции становятся более устойчивыми. Адекватное эмоциональное регулирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональное состояние по их внешним проявлениям - через мимику, жесты, пантомимику и т.д. Это проявляется и в рисовании: у 5 ребенка появляется интерес к линии, ее пластичности и выразительности. Важно уловить момент появления этого интереса и развить его, чтобы способствовать выражению чувств и фантазий на языке художественно-графических образов. Подготовительная группа (6-7 лет). В этом возрасте у детей возникает тяга к предметному рисованию. Ребенок стремится создать свой образ, выражая свое отношение к тому, что он изображает. В жизни ребенок выражает себя через настроение, слово, поступок. А в рисовании - с помощью цвета, линии и других выразительных средств. На одних рисунках можно увидеть добрые, воздушные образы, согретые любовью ребенка. На других - образы совершенно иные: резкие, жесткие, угловатые. Именно так ребенок выражает свою неприязнь, отвращение, испуг. Старший дошкольник обладает большой способностью к перевоплощению. И эта способность позволяет ему раздвигать рамки своего «Я». Перевоплощаясь, ребенок изнутри видит жизнь сказочного героя, животного, растения или даже предмета. Режим занятий 2 раз в неделю по 25 минут – старшая группа 2 раза в неделю по 30 минут – подготовительная группа Объем общеразвивающей программы объем 1 занятия 25-30 мин кол-во занятий в неделю (проводятся во второй половине дня) 2 объем нагрузки в неделю 50-60 мин количество занятий в год 68 объем нагрузки в год 1700-2040мин. 6 Всего: 68 занятий в год, 1700-2040мин. в год, 2 раза в неделю. Условия набора в кружок – принимаются желающие дети. Срок освоения – 1год, с сентября по май. Количество обучающихся в группе: 16 человек, от 5 до7 лет Уровень программы: стартовый. Формы обучения: Формы организации деятельности детей на занятиях: подгрупповая. Виды занятий: Формы проведения занятий: беседа, выставки, конкурсы, творческая мастерская, игра-путешествие. Формы подведения результатов реализации дополнительной общеобразовательной программы: ежегодная выставка детских работ в образовательном учреждении; портфолио творческих достижений (грамоты, дипломы, сертификаты и др.) за участие детей в творческих конкурсах разного уровня (муниципального, регионального, российского, международного). 1.2. Цель, задачи, принципы реализации программы Цель программы Формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы, отличающиеся оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью; развитие способности к восприятию художественного произведения. 7 Задачи: Развивающие - развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность; - развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового. Образовательные - расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования; - знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними; - формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ. Воспитательные - воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; - формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. 1.3.Содержание общеразвивающей программы 1.3.1.Учебный (тематический) план 8 1 год обучения № п/п Название раздела, темы 1. «Осень» 1.1 Вводное занятие Количество часов Практика Формы аттестации/ контроля Всего Теория 25 мин. 1 25 мин. 1 1 Самоанализ Диагностика 1.2 Тема: «Бабочки» 1.3 Тема: «Осенний букет» 50-60 мин. 1 1 Анализ работ 1.4 Тема: «Осенний натюрморт из овощей» Тема: «Компоты и варенье» Тема: «Волшебный листок» Тема: «Пестрый котенок» Тема: «Красная смородина» Тема: «Сказка о мыльных пузырях» Тема: «Экзотические рыбки» Тема: «Ветка рябины» 50-60 мин. 1 1 Взаимоанализ работ 50-60 мин. 1 1 Презентация работ 50-60 мин. 1 1 Анализ работ 50-60 мин. 1 1 Взаимоанализ работ 50-60 мин. 1 1 Презентация работ 50-60 мин. 1 1 50-60 мин. 1 1 Анализ работ 50-60 мин. 1 1 Взаимоанализ работ Тема: «Рисуем по шаблону» 50-60 мин. 1 1 Презентация работ 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1. 10 1.11 1.12 9 Тема: «Невидимый зверек» Зима 50-60 мин. 1 1 самоанализ Тема: «Снегири на ветках» Тема: «Зимние узоры» 50-60 мин. 1 1 Анализ работ 50-60 мин. 1 1 Взаимоанализ работ Тема: «Снеговик несет письмо деду Морозу» Тема: «Волшебница зима» Тема: «Семья снеговиков» Тема: «Сказочная птица» Тема: «Разноцветное небо» Тема: «Соленое море» 50-60 мин. 1 1 Презентация работ 50-60 мин. 1 1 Анализ работ 50-60 мин. 1 1 Презентация работ 50-60 мин. 50-60 мин. 1 1 1 1 Самоанализ Анализ работ 50-60 мин. 1 1 Взаимоанализ работ 2.9 Тема: «Танец сказочных снежинок» 50-60 мин. 1 1 Презентация работ 2.10 Рисование по замыслу детей 25-30 мин. 1 самоанализ 3. 3.1 3.2 Весна Тема: «Лебеди на озере» Тема: «Весна пришла» Тема: «Подарок маме» Тема: «Весенняя капель» 1.13 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 3.3 50-60 мин. 50-60 мин. 50-60 мин. 50-60 мин. 1 1 1 1 1 1 1 1 10 Творческая выставка самоанализ Анализ работ Праздник Анализ работ 3.5 Тема: «Наша вселенная» 50-60 мин. 1 1 Презентация работ 3.6 Тема: «Ракета» 50-60 мин. 1 1 Анализ работ 3.7 Тема: «Семья ежика» 50-60 мин. 1 1 Взаимоанализ работ 3.8 Тема: «В гости к 50-60 мин. солнышку!» Тема: «Караван дружбы» 50-60 мин. 1 1 Презентация работ 1 1 Взаимоанализ работ Тема: «Праздничный салют!» Тема: «Лесная сирень» Тема: «Здравствуй, лето!» Итого: 50-60 мин. 1 1 Презентация работ 50-60 мин. 25-30 мин. 1 1 1 Самоанализ Презентация 1700-2040 34 34 68 3.9 3.10 3.11 3.12 1.3.2. Содержания учебного плана 1. Осень Тема: 1.1.«Бабочки» 11 Теория: Познакомить детей с техникой монотипия, учить создавать образ бабочки с помощью новой техники, закрепить знания о внешнем виде бабочки. Рассмотреть разные изображения бабочек, отметить разнообразие окраса и формы крылышек.Практика: Показать порядок выполнения работы рисунка «Бабочка». Тема: 1.2. «Осенний букет» Теория: рассмотреть осенние листья с разных деревьев, назвать, с каких они деревьев, отметить особенности строения и цвета, рассмотреть листья гербария и живых. Практика: Практическая работа по изготовлению рисование осеннего букета. Тема: 1.3. Осенний натюрморт из овощей» Теория: познакомить детей с понятием натюрморт, рассмотреть наглядный материал, выделить основные формы фруктов, овощей и их цвета. Практика: Выполнение работы с опорой на показ. Тема: 1.4. « Компоты и варенье» Теория: Вызвать у детей интерес к работе взрослых по заготовке овощей и фруктов на зиму, познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном, показать приемы получения отпечатка, продолжать воспитывать умение рисовать предметы круглой формы, развивать чувство композиции, цвета (красный, коричневый, зелёный, жёлтый), учить смешивать цвета. Практика: выполнения работы с опорой на показ, воспитать у детей умение работать индивидуально. Тема: 1.5. «Волшебный листок» 12 Теория: рассмотреть осенние листочки, отметить, что ветки дерева тянутся вверх и что листочки начинают желтеть с верхушки. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования тычок жёсткой полусухой кистью (листья). Развиты цветовые восприятия. Развивать чувство композиции, воспитывать любовь к природе. Практика: Выполнение работы с опорой на показ. Тема: 1.6. «Пестрый котенок» Теория: Закрепляли знания о домашних животных. Научились рисовать котят в технике,тычок жёсткой полусухой кистью, дорисовывать лапки, хвост, глаза, ушки. Практика: Показать порядок выполнения работы рисунка «Пестрый котенок». Тема: 1.7. «Красная смородина» Теория: познакомятся детей с особенностями изобразительной деятельности. Научиться пользоваться материалами (бумага, гуашь) и инструментами. Формировать знания о садовых ягодах, их формы, цвета, вкуса Практика: Выполнение работы с опорой на показ. Тема: 1.8. «Сказка о мыльных пузырях» Теория: Познакомились с нетрадиционной техникой рисования – «Рисование мыльными пузырями». Развивать чувство композиции, цвета (красный, коричневый, оранжевый, жёлтый). Формировать умение отвечать на вопросы.Формировать умение получать удовольствие от работы, эмоциональную отзывчивость. Практика: Выполнение работы с опорой на показ. Тема: .19. «Экзотические рыбки». 13 Теория: Расширение представления детей знания о жанре живописи – пейзаже. Закрепляли знания о морских животных и о растениях – водорослях. Научились рисовать рыбку в форме овала, дорисовывать хвост, плавники, глаз, рисовать грунт – круги и овалы, различные по размеру и цвету. Практика: Выполнения рисунка «Подводный мир», с опорой на показ. Тема: 1.10 «Ветка рябины». Теория: Познакомить с рябиной, развивать творческие способности и воображение; развивать навыки работы гуашью, нетрадиционным способом рисования – рисование пальчиком, приём примакивания кисти, формировать композиционные навыки; воспитывать умение замечать красоту в природе. Практика: Выполнение работы с опорой на показ. Тема:1.11. «Рисуем по шаблону». Теория: познакомить детей с понятием «Шаблон», рассмотреть наглядный материал. Практика: Выполнение работы с опорой на показ. Тема: 1.12. «Невидимый зверек». Теория: Развивать творческое воображение, умение создавать простые изображения, принимать замысел предложенный взрослым, обеспечить освоение способов создания изображения передачи формы, построение элементарных композиций, воспитывать разностороннее развитие детей, бережное отношение к выполненной работе. Практика: Рисование с опорой на показ, отгадывание загадок. 2. «Зима» Тема: 2.1. «Снегири на ветках» 14 Теория: провести беседу о зимующих птицах, показать картинки с изображением снегиря, показать последовательность выполнения работы. Закрепить знания детей о внешнем виде птиц (снегирей) и повадках (летают, сидят). Научаться изображать снегирей на ветке, передавать их строение (овальное туловище, круглая голова, острый не большой треугольный клюв, короткий хвост). Практика: Выполнение работы с опорой на показ. Упражнялись в умение правильно располагать изображение на листе бумаги: снегиря — в центре листа крупно; развивали умение смешивать краски для получения нужного оттенка. Тема: 2.2. «Зимние узоры» Теория: вызывать интерес к зимним явлениям природы; помочь освоить новый способ рисования – свечой; совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с изобразительным материалом. Практика: рассказ о зимних явлениях природы; наблюдение за морозными узорами на окнах; чтение рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи - зимы»; беседа о художественном образе зимы. Выполнение работы с опорой на показ. Тема: 2.3. «Снеговик несет письмо деду Морозу» Теория:просмотр мультфильма «Снеговик почтальон», обратить внимание как появился снеговик, из каких фигур его сделали и где может жить. Практика: совместно с детьми рисовать восковыми мелками и акварелью.Учить ребят передавать образ сказочного домика. Тема: 2.4. «В лесу родилась елочка» Теория: рассмотреть изображение елочки, выявить особенности, показать последовательность работы. Предложить украсить готовую елочку. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на творчество Практика: Выполнение работы с опорой на показ. 15 Тема: 2.5. «Волшебница зима» Теория: Познакомились с признаками зимы. Познакомиться с нетрадиционной техникой рисования – рисование по мокрому. Научаться намачивать губкой смоченной водой лист для акварели. Познали любовь к природе и творчеству. Практика: Выполнение работы с опорой на показ. Тема: 2.6. «Сказочный зимний лес» Теория: Продолжать вызывать у детей интерес к созданию изображения красками. Закрепить у детей представления о зимнем лесе, полученные, в результате собственных наблюдений на прогулке. Помогать, детям изображать зимний лес с использованием доступных им средств выразительности. Практика: Выполнение работы с опорой на показ. Тема: 2.7. «Семья снеговиков» Теория: Продолжать вызывать у детей интерес к созданию изображения красками. Закрепить у детей представления о снеговике, полученные, в результате собственных наблюдений на прогулке. Научаться дети рисовать и закрашивать округлые формы. Помогать, детям изображать снеговика с использованием доступных им средств выразительности (цвета, величины). Практика: Выполнение работы с опорой на показ. Тема: 2.8. «Сказочная птица» Теория: Научились рисовать птицу на ветке восковыми мелками, рисовали птицу, нанося штрихи, придавая пушистый вид, клюв, глаз, лапки, соблюдая пропорции. Развивали мелкую моторику рук, чувство цвета и композиции. Воспитывали любовь к животным, старательность. Практика: Выполнения рисунка «Сказочная птица», с опорой на показ. 16 Тема: 2.9.«Разноцветное небо» Теория: вызывать интерес к зимним явлениям природы; помочь освоить новый способ рисования – свечой; совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с изобразительным материалом. Рассказ о зимних явлениях природы. Практика: Выполнение работы с опорой на показ. Тема: 2.10. «Соленое море» Теория: Научаться наносить тычки по форме круга, а также заполняя его. Развивать самостоятельное творчество детей, чувство композиции, мелкую моторику рук. Воспитывать внимательность, аккуратность и старательность. Практика: Выполнение работы с опорой на показ. Тема: 2.11. «Танец сказочных снежинок» Теория: Познакомить снетрадиционной техникой рисования - воском; развивать образное представление и фантазию; развивать мелкую моторику, закреплять навык графического изображения; формировать доброжелательные отношения между детьми, навыки графического языка. Практика: Выполнение работы с опорой на показ. Тема: 2.12. «Лебеди на озере» Теория:Создание условий для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами. Практика: Вызвать интерес к «оживлению» необычных форм (клякс). 3 «Весна» Тема: 3.1.«Весна пришла» 17 Теория: Знакомство с жанром живописи – пейзажем. Познакомились с репродукцией картины на весеннюю тему. Научились рисовать весенние деревья, небо, солнце, травку, цветочки акварелью, соблюдать пропорции. Практика: Выполнения рисунка «Весна пришла», с опорой на показ. Тема: 3.2. «Подарок маме» Теория: Знакомство детей с понятием портрет, предложить деткам нарисовать портрет своей мамы. Закрепить знания о жанре портрета. Научились правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях. Обратить внимание на симметричность лица человека и пропорции, на схожесть портрета с натурой. Практика: рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с автопортретами, использование художественного слова, сюрпризный момент, индивидуальная работа по ходу занятия. Тема: 3.3. «Весенняя капель» Теория: Знакомство с особенностями изобразительной деятельности. Познакомились с нетрадиционной техникой рисования – набрызг. Научились делать набрызги при помощи зубной щётки и стеки. Практика: Выполнения рисунка «Капель», с опорой на показ. Тема: 3.5 . «Наша вселенная» Теория: Расширение представления детей о многообразии окружающего мира, поощрение попыток детей делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями, характеризующими свойства качества предметов. Практика: Выполнения рисунка «Наша вселенная», с опорой на показ. Тема: 3.6 . «Ракета» 18 обогащение речи детей прилагательными Теория: Расширение представления детей о многообразии окружающего мира, поощрение попыток детей делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями, обогащение речи детей прилагательными характеризующими свойства качества предметов. Практика: Выполнения рисунка «Ракета», с опорой на показ. Тема: 3.6. «Семья ежика» Теория: рассказать детям о правилах пользования тычок жесткой полусухой кистью и гуашью, познакомились с понятием портрет, рассмотрели мишку, о его особенности. Практика: Выполнения рисунка «Семья ежика», с опорой на показ. Тема: 3.7. «В гости к солнышку!» Тема: 3.8. «Караван дружбы» Теория: расширять представления детей о дружбе, предложить нарисовать сказку. Научились работатьизображением в технике – рисование пальчиком. Практика: Выполнения рисунка «Караван дружбы», с опорой на показ. Тема:3.9. «Лесная сирень» Теория: Познакомить детей с сиренью. Учить воспроизводить рисунок с натуры и на основе наблюдений в природе. Закрепить умение смешивать краски, получая новый цвет – сиреневый. Развитие умений и навыков работы акварелью по сырому. Практика: Показать порядок выполнения работы рисунка «Лесная сирень». Тема:3.10. «Здравствуй, лето!» 19 Теория: Формировать представления об объектах окружающего мира летом. Познакомить с техникой «пересаживания», развивать цветовосприятие, воображение, чувство ритма и композиции, воспитывать бережное отношение к природе. Практика: Показать порядок выполнения работы рисунка «Здравствуй, лето!». Тема:3.11. «Праздничный салют» Теория: Развивать чувство композиции и цвета, ритма, творческое мышление,воображение. Воспитывать эстетический вкус, любовь и уважение к Родине. Закрепить способ рисования тычком жесткой полусухой кистью, развивать эстетическое восприятие. Практика: Показать порядок выполнения работы рисунка. Календарный учебный график № п/п Месяц, Форма занятия неделя/число Кол-во Раздел, тема часов занятия Форма контроля Раздел № 1. Осень Вводное занятие 25-30 мин. Вводное занятие Входная диагностика 2 Практика 25-30 мин. «Бабочки» 3 Теория 25-30 мин. «Осенний букет» 4 Практика 25-30 мин. «Осенний букет» 5 Теория 25-30 мин. «Осенний натюрморт Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое 1 Сентябрь 20 Практика 6 25-30 мин. из овощей» наблюдение «Осенний натюрморт Педагогическое наблюдение из овощей» 7 Теория 25-30 мин. «Компоты и варенье» 8 Практика 25-30 мин. «Компоты и варенье» Теория 25-30 мин. «Волшебный листок» 2 Практика 25-30 мин. «Волшебный листок» 3 Теория 25-30 мин. «Пестрый котенок» 4 Практика 25-30 мин. «Пестрый котенок» 5 Теория 25-30 мин. «Красная смородина» 6 Практика 25-30 мин. «Красная смородина» 7 Теория 25-30 мин. «Сказка о мыльных 1 Октябрь пузырях» Практика 8 25-30 мин. «Сказка о мыльных пузырях» 1 2 Ноябрь Теория 25-30 мин. «Экзотические рыбки» Практика 25-30 мин. «Экзотические рыбки» 21 Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическоенаблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 3 Теория 25-30 мин. «Ветка рябины» 4 Практика 25-30 мин. «Ветка рябины» 5 Теория 25-30 мин. «Рисуем по шаблону» 6 Практика 25-30 мин. «Рисуем по шаблону» 7 Теория 25-30 мин. «Невидимый зверек» 8 Практика 25-30 мин. «Невидимый зверек» Раздел № 2. Зима. Теория 25-30 мин. «Снегири на ветках» 2 Практика 25-30 мин. «Снегири на ветках» 3 Теория 25-30 мин. «Зимние узоры» 4 Практика 25-30 мин. «Зимние узоры» 5 Теория 25-30 мин. «Снеговик несет 1 Декабрь письмо Деду Морозу» 6 Практика 25-30 мин. «Снеговик несет письмо Деду Морозу» 7 Теория 25-30 мин. 22 «В лесу родилась Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение елочка» Практика 8 25-30 мин. «В лесу родилась елочка» Теория 25-30 мин. «Волшебница зима» 2 Практика 25-30 мин. «Волшебница зима» 3 Теория 25-30 мин. «Семья снеговиков» 4 Практика 25-30 мин. «Семья снеговиков» 5 Теория 25-30 мин. «Сказочная птица» 6 Практика 25-30 мин. «Сказочная птица» Теория 25-30 мин. «Разноцветное небо» 2 Практика 25-30 мин. «Разноцветное небо» 3 Теория 25-30 мин. «Соленое море» 4 Практика 25-30 мин. «Соленое море» 5 Теория 25-30 мин. «Танец сказочных 1 1 Январь Февраль снежинок» 6 Практика 25-30 мин. 23 «Танец сказочных Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение снежинок» Практика 7 25-30 мин. Рисование по замыслу детей Педагогическое наблюдение Раздел № 3. Весна. Теория 25-30 мин. «Лебеди на озере» 2 Практика 25-30 мин. «Лебеди на озере» 3 Теория 25-30 мин. «Весна пришла» 4 Практика 25-30 мин. «Весна пришла» 5 Теория 25-30 мин. «Подарок маме» 6 Практика 25-30 мин. «Подарок маме» 7 Теория 25-30 мин. «Весенняя капель» 8 Практика 25-30 мин. «Весенняя капель» Теория 25-30 мин. «Наша вселенная» 2 Практика 25-30 мин. «Наша вселенная» 3 Теория 25-30 мин. «Ракета» 4 Практика 25-30 мин. «Ракета» 1 1 Март Апрель 24 Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 5 Теория 25-30 мин. «Семья ежика» 6 Практика 25-30 мин. «Семья ежика» 7 Теория 25-30 мин. «В гости к солнышку» 8 Практика 25-30 мин. «В гости к солнышку» Теория 25-30 мин. «Караван дружбы» 2 Практика 25-30 мин. «Караван дружбы» 3 Теория 25-30 мин. «Праздничный салют» 4 Практика 25-30 мин. «Праздничный салют» 5 Теория 25-30 мин. «Лесная сирень» 6 Практика 25-30 мин. «Лесная сирень» 7 Практика 25-30 мин. «Здравствуй лето» Май 1 68 занятий Итого: 1.4. 1700-2040 мин Планируемые результаты: предметные результаты: 25 Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение развивается художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазия, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность, желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового; формируется эстетическое отношение к окружающей действительности приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов; познакомятся с разными видами (живопись, графика, скульптур, дизайн) и жанр, умеют понимать выразительные средства искусства; личностные результаты: воспитывается аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; научатся видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства; Учатся формировать навыки сотрудничества. Развивается эмоциональная отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращают внимание на выразительные средства, умеют различать сочетание цветов. метапредметные результаты: овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; осознанное стремление к освоению новых высоких и оригинальных творческих результатов: 26 знаний и умений, к достижению более научатся создавать выразительный образ при изображении предметов и явлений окружающей деятельности. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Условия реализации программы: Материально-техническое обеспечение программы: Организация занятий осуществляется в групповой комнате. Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. Работа кружка «Юнный художник» позволяет систематически и последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. На занятиях используется музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа. Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования: групповая комната: столы детские - 8, стул детский - 16 шт; демонстрационная доска, дидактический материал в соответствии с темами занятий; фартуки для занятий; акварельные краски, гуашь; простые карандаши, ластик; печатки из различных материалов; 27 наборы разнофактурной бумаги; восковые и масляные мелки, свеча; ватные палочки; поролоновые печатки, губки; коктейльные трубочки; палочки или старые стержни для процарапывания; матерчатые салфетки; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти. место для выставки детских работ; различные игрушки; наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия Информационное обеспечение программы: - аудио произведения, видеоролики, фотоизображения, интернет источники; Кадровое обеспечение: Королева Анна Ивановна, воспитатель. Методическое обеспечение программы: 3.2. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы Цель проведения педагогической диагностики 28 1. Выявление уровня развития художественных способностей к изобразительной деятельности. 2. Выявление уровня владения пластическими и аппликативными умениями, способность к интеграции изобразительных техник. Общий характер проведения педагогической диагностики: естественный Методика проведения педагогической диагностики: С детьми проводится естественный педагогический эксперимент. В комнате дополнительного образования оборудуется место для индивидуальной работы с ребенком. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе диагностики: краски гуашевые, кисти трех размеров, фломастеры, цветные карандаши, пластилин (12 цветов), стеки (5 видов), цветная бумага (в наборах), ножницы, дощечки для лепки, клеёнка, салфетки бумажные и матерчатые, бумага белая трех форматов (большого, среднего и маленького). Дети приглашаются индивидуально, рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игровой форме ребенку предлагается назвать все, что он видит (при этом фиксируется общая ориентировка ребенка в художественных материалах) и выбрать чем бы он хотел заниматься (что бы хотел делать) – рисовать, лепить, вырезывать. Предлагается также выбрать материалы для реализации своего замысла. По ходу педагогической диагностики фиксируется: Выбор ребенка; Внешние проявления его реакции на ситуацию; Последовательность развития замысла; Сочетания видов деятельности; 29 Комментарии по ходу действий; Игровое и речевое развитие художественного образа. Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности разработана система показателей, сведенная в таблицу для удобства фиксации наблюдений педагогом Портрет художественно-творческого развития детей дошкольного возраста 1. Характеристика отношений, интересов, способностей в области художественной деятельности: 1) искренность, непосредственность; 2) увлеченность; 3) интерес; 4) творческое воображение; 5) характер вхождения в образ; 6) специфические способности. 2. Характеристика качества способов творческой деятельности: 1) применениеизвестного в новых условиях; 2) самостоятельность в нахождении способов (приемов) создания образа; 3) нахождение оригинальных способов (приемов) создания образа; 4) создание новых комбинаций на основе ранее освоенных образов. 3. Характеристика качества продукции: 1) нахождение адекватных выразительно – изобразительных средств для создания образа; 30 2) соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным художественным требованиям; 3) проявление индивидуального «почерка» как особой манеры исполнения и характера образа. Вопросы для детей при самоанализе работы по лепке, аппликации, рисованию 1. Тебе понравилось выполнять эту работу? 2. Как тебе в голову пришла такая интересная мысль (замысел работы)? 3. Как ты думаешь, ты уже закончил свою работу? 4. Что еще ты хочешь, / можешь добавить (к работе)? 5. Что тебе особенно удалось? (проявление творчества) 6. Хочешь ли ты, чтобы твою работу видели все ( поместить на выставку)? При ответе на вопросы 5 и 6 следует учитывать мнение ребенка, так как не каждая работа может стать для него удачной и с его «нет» следует считаться. Такой анализ работ проводится систематически в устной форме. 4. Список литературы 1. Н.В.Дубровская: Парциальная программа художественно-эстетического развития дошкольников. Цвет творчества. ООО« Издательство« Детство Пресс», 2019. 2. Н.В.Дубровская «Совместная деятельность с дошкольниками по изобразительному искусству» от 6 до7 лет подготовительная группа , 3. ООО« Издательство« Детство - Пресс», 2019. 31 4. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ «Сфера», 2000 5. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006 6. Казанова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 7. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 4-5, 5-6 лет. Конспекты занятий. – М.:Мозаика-Синтез, 2013 8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий. /Под ред. Грибовской А. А. – М.: ТЦ «Сфера», 2005 9. Немешаева Е. А. Разноцветные ладошки /Екатерина Немешаева. - М.: Айрис-пресс, 2013. 10. Тихомирова О. Ю., Г. А. Лебедева. Пластилиновая картина: Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Мозаика- Синтез, 2012 11. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001 12. Шмитт, Гудрун. Квиллинг для детей/ Гудруншмитт, пер. с нем. Е. Г. Сас. – М.: Астрель: Кладезь, 2013 32 33 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)